«И с этим придёт Аарон в Святыню: с молодым тельцом в очистительную жертву и с овном во всесожжение» (Ваикра, 6:13).
На первый взгляд, слова «с этим» лишние (ведь достаточно было сказать: «с молодым тельцом в очистительную жертву и с овном во всесожжение придёт Аарон в Святыню»). Мидраш (Ялкут Шимони, 1059) пишет, что слова «с этим» намекают на заслугу множества заповедей еврейского народа, которыя сопровождают первосвященника при входе в Святыню. Мидраш образно пишет, что Аарон входит в Святыню «со связками заповедей», которые будут ходатайствовать и просить за евреев в этот судный день. Слова «связки заповедей» возможно было бы объяснить как аллегория, говорящая о множестве заповедей. Однако рав Шалом Швадрон утверждает, что есть такие фундаментальные заповеди, от которых зависит соблюдение множества заповедей, и поэтому они также считаются «связками заповедей».
Разберём одну из таких заповедей – заповедь о вере и уповании на Творца.
В трактате Макот (23б, 24а) приводится: «613 заповедей завещал Г-сподь Моше…, пришёл Давид и поставил их на 11 [заповедей], пришёл Миха и поставил их на три…, пришёл Йешаяу, поставил их на две…, пришёл Хавакук и поставил их на одну: «Праведник в своей вере будет жить» (2:4).
Объясняет рав Шмуэль Мельцан в книге «Вера и провидение» слова Талмуда на следующем примере: во главе каждого государства стоит царь, которыйявляется высшим военачальником, под ним стоит главнокомандующий, под ним – главные генералы, под ними – офицеры и т.д. Если царь какого-то государства наделён неистощимой силой и редкими, выдающимися способностями, он будет наблюдать за всеми деталями армии: как функционируют командиры и каково положение солдат, достаточно ли вооружения и снабжения и т.д., и т.п. Однако если его сил не хватает, чтобы обратить внимание на все эти детали, по крайней мере, он должен обратить внимание на высший офицерский состав, а если и на это нет достаточно сил, по крайней мере, на главнокомандующего. Если будет подходящий главнокомандующий, то он, несомненно, организует всю армию подобающим образом, и это будет являться залогом победы во всех битвах.
Во времена Моше, объясняет рав Шмуэль Мельцан, люди были наделены чрезвычайными силами, и они могли сконцентрироваться на выполнении всех заповедей с большой скрупулёзностью, обращая внимание на малейшие детали, однако более поздние поколения не обладали достаточными силами, чтобы сконцентрировать все свои силы и всё внимание на выполнение каждой заповеди, поэтому Отцы Мира искали такие заповеди, которые являлись бы более фундаментальными и от которых зависели бы все другие заповеди. Царь Давид нашёл 11 таких заповедей, но у последующих поколений силы уменьшились, и поэтому требовалось найти меньшее количество фундаментальных заповедей. Миха нашёл 3 таких заповедей, а вслед за ним Йешаяу – две. Хавакук же «поставил» все заповеди на одну: вера и упование на Творца, поскольку от неё зависит выполнение всех заповедей, и она является корнем и основой для них.
Несомненно, необходимо прилагать все возможные силы на выполнение каждой из заповедей Торы, однако основной акцент следует сделать на выполнение заповеди о вере и уповании на Творца, поскольку от неё зависят все заповеди.
И так пишет Виленский Гаон в комментарии на Шир а-Ширим: первое из 10 речений «Я, Г-сподь, Б-г твой», заповедующее о вере в Творца, является корнем и основой всех заповедей Торы. А наш учитель Рамо в начале своих дополнений к алахическому кодексу «Шульхан Арух» говорит, что постоянно представлять Творца перед собой – это важное правило в Торе.