«И было, когда отпустил Фараон народ, то не повел их Б-г по пути (через) землю Плиштим, ибо близок он; ибо сказал Б-г: Как бы не решился на иное народ, видя войну (пред собою), и не возвратились бы они в Египет». (Шмот 13:17)
Выходя из Египта, Творец не повёл евреев короткой дорогой, поскольку в этом случае было опасение, что, подойдя к Земле Израиля и столкнувшись с враждебно настроенными народами, населяющими её, евреи испугались бы войны и решили вернуться обратно, ведь путь до Египта не казался бы им далёким.
Рав Яков Исроэль Каневский видит важный урок в этих стихах, и так он пишет в книге Хаей Олам:
Для Всевышнего не было никакой проблемы очистить сердца евреев так, чтобы у них не возникло совершенно никакого желания вернуться в Египет, однако не в этом воля Творца. Ведь Его основное намерение в создании этого мира – чтобы у человека было влечение ко всему, что удобно и приятно для тела, и, несмотря на это, он поборол бы свои желания во имя выполнения воли Творца.
Также для Б-га не составляло никакой проблемы устранить всевозможные войны во время входа евреев в Израиль. Однако и в этом не было Его воли, поскольку так постановила Его мудрость – чтобы вход в Израиль и поселение в нём сопровождались многочисленными войнами и страданиями. И так у любой святой вещи нет важности, если она не достаётся путём труда, страданий и испытаний.
Однако, всё-таки, Творец по Его великой милости приготовил лекарство уже до того, как послал болезнь, ведя евреев по далёкой дороге, возвращение по которой не будет лёгким. И это уменьшит желание вернуться в Египет, поскольку само возвращение также не будет лёгким.
Как известно, наша Тора – вечна. И мы видим в этом и для нас также большой урок, ведь известно, что весь этот мир наполнен испытаниями и духовными опасностями, а, когда йецер а-ра (дурное начало) нападает на человека, очень непросто устоять в войне с ним. Поэтому истинный совет, который мы видим в этих словах Торы – устраняться как можно дальше от греха таким образом, чтобы согрешить стало непросто. Насколько опасна и трудна жизнь человека, перед которым все пути вожделений открыты без каких-либо препятствий и помех, не дай Б-г. В этом случае его опасность несравненно больше. Несомненно, что каждый мудрый человек будет отдаляться от всевозможных мест, которые могут привести к греху, и, если человек будет в первую очередь сам остерегается грехов, то и Творец пошлёт Свою помощь, чтобы избежать их.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«