в ,

О нравственности клонирования в еврейской традиции

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Вопрос раввину:

По собственному опыту вижу, что научные прорывы (например, человек на Луне, искусственное оплодотворение и т. д.) приветствуются похвалами и энтузиазмом широкой публики. Между тем идея клонирования человека, как правило, принимается с недоверием, презрением и тревогой. В чем причина?

 

Ответ:

 Рабби Йехиэль-Яаков Вайнберг, выдающийся законоучитель, отвечает:

«Люди воспринимают клонирование как оскорбление нашей человеческой природы и чувства собственной  индивидуальности. Помимо этого, само клонирование открывает простор для злоупотреблений«

 

С одной стороны, мы способны представить некоторые возможные сценарии, в которых клонирование смогло бы помочь спасти человеческую жизнь. Например, давайте предположим, что у вас есть только одна почка, а затем обнаруживается, что вы единственный донор, способный спасти вашего брата, который умрет, если не получит от вас новую почку. Вы можете клонировать себя, а затем использовать одну из новых почек, чтобы спасти жизнь вашего брата. Это позитивный сценарий.

 

С другой стороны, огромна возможность злоупотреблений

Самая страшная идея — «выращивать» людей в «пробирках», чтобы впоследствии «собрать урожай» в виде их тел для использования запасных частей. Не так уж сложно представить себе недобросовестного мультимиллионера, клонирующего свое тело про запас, на случай, если ему когда-нибудь понадобится почка, сердце, глаз, костный мозг и т.д.

Еще один вариант потенциального злоупотребления — это создание класса «безмозглых», нерассуждающих рабочих-клонов. Если целью клонирования является формирование существа, которое бездумно следует предписанным указаниям, — тогда исполнение подобной цели абсолютно противоречит иудаизму. Наша традиция поощряет независимое мышление. На самом деле, наиглавнейшей целью еврейского родителя, учителя или раввина является развитие самостоятельного мышления. Вот почему Талмуд утверждает, что родители несут ответственность за обучение своих детей тому, как читать и писать, учиться Торе (приобретать жизненную мудрость), зарабатывать средства к существованию и т.д.

 

Добро и зло в мире

Итак … клонирование — это хорошо или плохо? Иудаизм говорит, что в мире нет ничего, что В СВОЕЙ ОСНОВЕ является однозначно добром или злом. Есть только ПОТЕНЦИАЛ для добра и зла. Даже то, что мы обычно воспринимаем со знаком «минус», как «плохое», — например, возмущение, — можно использовать для хорошего: например, возмущение несправедливостью.

Точно так же что-то, что мы обычно воспринимаем как «хорошее» — например, отдавать, одаривать кого-либо  — может быть использовано для перенасыщения или удушения изобилием, или чрезмерного гостеприимства, подавляющего и угнетающего того, на чью голову высыпаются эти бесчисленные, ненужные ему дары.

Талант, образование и мудрость обладают только  ПОТЕНЦИАЛОМ добра или зла.

Опросы показывают, что большинство людей выступают против клонирования человека из-за большой вероятности злоупотребления. По-видимому, люди воспринимают современное общество, как сугубо безответственное и ненадежное. Ядерная энергетика со всеми ее потенциальными позитивными возможностями остается угрозой для жизни всего человечества.

Подобно Франкенштейну (которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю, но увидевшему, что его творение оказалось безобразным чудовищем, отречься от него и покинуть город, в котором жил и работал, в то время как безымянное существо, ненавидимое людьми за уродство, вскоре начало преследовать своего создателя), клонирование также создается человеческим интеллектом, но в  то же время может иметь опасную тенденцию выйти из-под контроля, опередить в своём развитии возможности человеческого надзора и превратиться в неуправляемую разрушительную стихию.

Раввин Моше Тендлер с горечью говорит: «Реальная проблема в том, что всякий раз, когда человек совершенствует мастерство в управлении и познании человека, это всегда означает порабощение человека».

В нашей молитве мы просим о том, чтобы мир использовал свои силы для благих, святых и истинно «человеческих целей».

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Не противоречит ли абсолютное знание Творца свободе выбора?

Законы достойной речи (Четвертый Урок)