Вопрос:
В нашей семье есть обычай, согласно которому представительницы прекрасного пола не выполняет никакой работы по дому, пока горят ханукальные свечи. Однако никто не может точно сказать, как этот обычай появился. Может быть, вы сможете помочь нам разобраться?
Ответ:
Это обычай не только вашей семьи. Он упоминается даже в Кодексе еврейского закона Шулхан Арух.1 И вот две причины, объясняющие его происхождение.
Во-первых, в отличие от субботних свечей, которые зажигаются для того, чтобы увеличить в доме (а в глобальном смысле и в мире) количество света, цель ханукальных огней — просто напомнить нам о ханукальном чуде. И чтобы выделить эти свечи особым образом, еврейский закон запрещает использовать их свет для каких-либо других целей.2 3
И в качестве дополнительной меры предосторожности женщины не выполняют никакой работы по дому, пока горят свечи, чтобы избежать возможности использования света ханукии в собственных нуждах. Еще одна проблема заключается в том, что, если вдруг основное освещение дома погаснет, получится, что женщины занимаются хозяйством только при свете ханукальных свечей.4
Так почему же все это время речь идет только о женщинах? Ведь мужчинам тоже нельзя использовать ханукальные огни в качестве источника света и тепла!
Дело в том, что таким образом мы, в том числе, вспоминаем о героизме Юдит, обезглавившей греческого генерала Олоферна, спася таким образом родной город от захвата греками. После этой победы женщины всех возрастов почувствовали особую близость к ханукальным огням и стремились отнестись к ним с максимальным почтением.5
Ну и во-вторых, женщины обязаны зажигать ханукальные свечи наравне с мужчинами. Однако на практике большинство женщин этого не делают, потому что исполнение заповеди засчитывается им, даже когда за них зажигают отцы, мужья и другие члены семьи. Во многих общинах принято, чтобы в Хануку свечи зажигал только глава семьи. Поэтому, чтобы показать, что они не забыли об этой заповеди и не пренебрегают ею, женщины не работают после того, как свечи были зажжены, и уделяют это время для того, чтобы насладиться их светом.6
Счастливой вам Хануки и приятного отдыха!
Сноски
- Шулхан Арух, 670:1.
- См. Талмуд, Шабат, 21б, и комментарий Раши на этот стих.
- Тот факт, что дополнительная свеча, которая называется шамаш, так же остается заженной, не решает эту проблему полностью, потому что обычно люди зажигают несколько свечей, чтобы осветить комнату, и одного маленького шамаша им было бы недостаточно (Маген Авраам, 673:4).
- Мишна Брура, 670:4, Таамей Минхагим, 852.
- Мате Моше, 994, цит в Маген Авраам, 670:1
- Нитей Гавриэль, Ханука, 38, сноска 1.