Вопрос:
Уважаемый рав,
Я хочу понять, почему некоторые люди при входе в дом и выходе из него касаются мезузы и после этого целуют кончики пальцев. Откуда произошел этот обычай?
Ответ:
Мезуза, которая прикреплена к дверным косякам еврейских домов, содержит лист пергамента с написанными на нем двумя отрывками из Торы (Дварим 6:4-9 и 11:13-21). Это молитва Шма Исраэль, которая говорит о Единтсве Всевышнего. Она начинается со стиха «Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь один» и продолжается заповедью любить Всевышнего всем своим сердцем. Пергамент мезузы помещается в небольшой корпус и прикрепляется к дверным косякам дома.(1)
Во многих еврейских домах распространен обычай, когда проходишь мимо мезузы, дотронуться до нее рукой, а затем поцеловать кончики пальцев этой руки. Откуда это пошло?
Первое историческое свидетельство относительно мезузы мудрецы находят в Талмуде в рассказе о знаменитом гере — Онкелосе, сыне Калонимоса.
В Талмуде говорится, что римский император, узнав о том, что Онкелос ведет еврейскую жизнь и просвещает других, послал своих солдат, чтобы те схватили его и привели во дворец:(2)
Солдаты пришли к Онкелосу, заговорили с ним, и тот рассказал им некие стихи из Торы. Это произвело на солдат такое впечатление, что они тут же приняли решение пройти гиюр.
Император отправил еще одну группу солдат, но произошло то же самое.
Следующему отряду император строго-настрого наказал ничего заключенному не говорить. Встретив солдат и поняв, что они не начнут разговор сами, Онкелос первым обратился к ним: «Позвольте мне поведать вам что-то очень банальное…» Вдохновленные его рассказом, и эти солдаты обратились в иудаизм.
Тогда император послал солдат в четвертый раз и приказал им вообще ничего не обсуждать с Онкелосом.
Когда они вывели его из дома, Онкелос увидел мезузу у своих дверей, протянул руку и коснулся ее. Он спросил конвой: «Знаете ли вы, какое значение имеет то, что я сейчас сделал?» Удивленные солдаты ответили: «Это ты нам расскажи».
Онкелос объяснил им: «По всему миру принято, что царь сидит во внутреннем дворе дворца, а стража защищает его, стоя снаружи. Однако в ситуации со Всевышним, Царем мира, все наоборот — Его слуги находятся в своих домах, а Он защищает их извне, как сказано в стихе (Теилим 121:8): «Бог будет охранять выход твой и вход твой отныне и вовек».
Солдаты почувствовали удивительную мудрость в его словах и решили принять гиюр.
Больше император не посылал за Онкелосом.(3)
Основываясь на этом отрывке, раввин Моше Иссерлес добавил в комментарии к Кодексу еврейского права Шулхан Аруху:
«У некоторых есть обычай касаться своей рукой мезузы, когда они покидают свой дом, и произносить: «Бог будет охранять выход». И так же поступают, когда входят в дом — нужно коснуться рукой мезузы».(4)
Зачем же касаться мезузы? Комментаторы объясняют, что это напоминает нам о Единстве Бога, как пишет Маймонид в своем великом труде Мишне Тора:
«Человек должен быть очень осторожным в своем соблюдении заповеди мезузы, поскольку она возложена на каждого человека и выполняется в течение всего дня.
Через мезузу, каждый раз, когда человек входит в свой дом или покидает его, он вспоминает о Единстве Бога и о своей любви к Нему. Таким образом он пробуждается от «сна» и осознает абсурдность своей одержимости материальной суетой. И понимает, что ничто не вечно, кроме знания, исходящего от Создателя мира.
Понимая это, человек восстановит вернется к истинному пути и начнет духовно расти».(5)
Рабби Ицхак Лурия, известный как Аризаль, добавляет, что нужно целовать пальцы, который касались мезузы, представляя, будто святость мезузы перешла к руке.(6)
Мудрецы нашего поколения хвалили обычай детям целовать мезузу перед сном. Они объясняют, что все услышанное и увиденное человеком в детстве, влияет на него как на взрослого, и что для детей «целование мезузы, выгравирует в их сердцах признание того, что есть Единый Бог, который наблюдает за ними и за всем, что находится в их комнатах».
Сноски
- Хотя сегодня широко распространен обычай защищать пергаментный свиток мезузы с помощью специального футляра, в этом нет строгой необходимости. Однако, если мезуза ничем не покрыта, не следует касаться ее рукой при выходе из дома из уважения к святым текстам, а так же не стоит проходить мимо неё, не будучи скромно одетым (см. Комментарий Питхей Тшува к Шулхан Аруху, Йоре Деа 285:4). Поэтому все же лучше использовать футляр.
- Некоторые считают, что это тот же Онкелос, который был племянником римского императора.
- Талмуд, Авода Зара 11a.
- Шулхан Арух, Йоре Деа 285:2.
- Мишне Тора, Законы Мезузы 6:13.
- Китвей Аризаль, том 12, Таамей ха-Мицвот, Ваэтханан. См. комментарий рабби Хаима Йосефа Давида Азулая (1724–1806), получившего известность как рабби Хида, Биркей Йосеф на Шулхан Арух, Йоре Деа 285:4.