Вопрос:
Уважаемый рав!
Пожалуй, нет ни малейшей необходимости уточнять, насколько важна и драгоценна вода для нашей жизни. Кроме того, она имеет огромное символическое значение в иудаизме. Даже сама Тора сравнивается с водой. Так почему же тогда у нас есть особые благословения перед употреблением в пищу различных видов плодов и блюд, но при этом на воду мы произносим обычное «Ше-а-коль нихъе би-дваро» — «по Чьему слову возникло всё»? Разве она не достойна отдельного благословения?
Ответ:
В еврейской традиции весь наш мир делится на четыре категории в соответствии с природными стихиями: огонь, воздух, вода и земля.1 Земля, которая представляет самый простой и грубый из элементов, физически является самой низкой (находящейся даже ниже уровня воды). За ней следует немного более очищенная и высокая вода, выше которой находится воздух, который парит над водой, и, наконец, огонь, который постоянно стремится подняться все выше и выше к Небесам.
Каббалисты учат, что в каждом творении есть «речение уст Творца», то есть Божественная искра, которая закладывает энергию в это творение и становится его сущность, его душой. Однако эта искра статична и лишена способности влиять на уровень желания и стремления сотворенного объекта объединиться с его Создателем. И когда человек произносит благословение перед едой, он возвышает духовный уровень тех продуктов, которые собирается употребить, пробуждая находящиеся в них Божественные искры, чтобы те могли воссоединиться со Всевышним.
Благословения на пищу были установлены в соответствии с уровнем насыщения, которое они обеспечивают, что, в свою очередь, связано с типом Божественной искры, которая внутри нее находится.
Вода же по своей сущности не способствует реальному насыщению. Человек нуждается в пище из-за ее питательных свойств, из-за энергии, которую она дает. Но воду человек пьет в основном для правильной терморегуляции, для очищения организма и для обеспечения средства распределения питательных веществ по всему телу.2
Это согласуется с концепцией, что чем выше что-то духовное поднимается, тем ниже оно падает. Это означает, что чем ниже и грубее природа элемента, тем выше источник его искр, а в случае пищи — тем более качественное питание она предоставляет. Тот факт, что вода является более высоким и утонченным элементом, означает ее более низкий духовный источник, в результате чего она не может обеспечить организм необходимыми питательными веществами.
Именно по этой причине мудрецы не установили особого благословения на воду, ведь она не обладает тем же типом энергии и теми же «искрами», которые имеет пища, которая произрастает из земли. Тем не менее, мы произносим на воду благословение Ше-а-коль,3 «По Чьему слову возникло все», потому что, в конце концов, вода — это то, что было создано благодаря слову Всевышнего.4
Обратите внимание, что если человек пьет воду, не испытывая при этом жажду и не нуждаясь в воде как в способе охлаждения, то ему вообще не следует произносить какое-либо благословение, потому что для употребления этой воды у него нет никакой физической потребности, да и удовольствия он от нее не испытывает (например, в случае, если кому-то нужно запить лекарство или выпить определенное количество воды за день).5
Для более глубокого понимания этой темы рекомендую вам подробнее ознакомиться с законами различных благословений на еду.
Искренне ваш,
Рав Йеуда Шурпин
Сноски
- См. Бемидбар Раба, 14:12.
- См. Рабейну Хананэль на Талмуд, Шабат, 78а.
В Мишне (Талмуд, Брахот, 44а) рабби Тарфон объясняет, что перед тем, как пить воду, следует произнести благословение «Боре нефашот работ ве-хесронан» — «Создавший множество живых существ и то, в чем они нуждаются». (Это благословение обычно читается после употребления многих продуктов питания.) Однако Галаха придерживается мнения, что на воду все же следует произносить «Ше-а-коль нихъе би-дваро» (см. Талмуд, там же, 45a).
Шем ми-Шмуэль объясняет, что даже согласно первому мнению, мы благодарим Бога за воду, потому что она является тем, «в чем мы нуждаемся», а не за то, что она придает разнообразие нашему существованию, как это делают другие продукты.
- Основано на работе рабби Шмуэля Борнштейна Шем ми-Шмуэль, Экев, 5677.
- Седер Биркат а-Нехенин, рабби Шнеур Залман из Ляд, 7:7.