Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Почему после Шабата поют про пророка Элияу?

Возможно, вы обращали внимание на то, что существует широко распространенный обычай, проводив Шабат, петь гимны и песни, в которых упоминается пророк Элияу. Как сказано об этом в Кодексе еврейского закона Шулхан Арухе, упоминая Элияу, мы, в сущности, выражаем горячее желание, чтобы он наконец пришел и провозгласил (окончательное) Избавление — начало эпохи Машиаха.1

Но как объяснить связь между этим великим пророком и временем сразу после Шабата?

При первой же возможности пусть придет

Пророк Малахи описывает пророка Элияу как предвестника прихода Машиаха и наступления окончательного Избавления2 — в этом заключается основное объяснение.

Однако Талмуд приводит мнение, что Элияу не придет в пятницу, чтобы не беспокоить евреев, когда они погружены в столь важный процесс, как подготовка к Шабату.3

Кроме того, в Шабат есть запрет преодолевать большие расстояния между населенными пунктами — нельзя выходить дальше, чем на 2000 локтей (что составляет примерно 1000 метров), за пределы города. А поскольку есть мнение, что то же самое правило относится и к дистанции, на которую можно подниматься от земли (например, на воздушном шаре), то получается, что пророк не может прийти к нам и в Субботу.4

Иными словами, мы всю неделю, каждый день, ждем прихода Элияу, но, если он не являлся в будни, то на исходе Шабата мы уже просто сгораем от нетерпения, ведь уже целых два дня как пророк в принципе не мог нам сообщить радостную весть.

Вот и получается, что как только Шабат заканчивается и Элияу снова может свободно передвигаться, мы молитвенно упоминаем его имя, прося Всевышнего, чтобы Его верный слуга, раз уж есть такая возможность, скорей пришел к нам и объявил о приходе Машиаха.5

Надо сказать, что, несмотря на общепринятое мнение, были и такие, кто считал, что Элияу может прийти в Шабат.

Согласно их идее, важно обратить внимание на закон о назире:6 если кто-то даст обет стать назиром в тот день, когда придет Машиах, он может сделать это и в Шабат.7 А поскольку, как мы уже знаем, Машиах придет следом за Элияу, то становится понятно, что на самом деле в Субботу может произойти и то, и другое.

В увлекательном обсуждении этой темы с рабби Пинхасом Менахемом Альтером, позже ставшим широко известным как Гурский Ребе, рабби Менахем Мендл Шнеерсон отметил, что каждый день, включая Шабат, мы молимся о том, чтобы пришел Машиах. А когда его спросили, как это согласуется с приведенными выше утверждениями о появлении пророка Элияу, Любавический Ребе ответил, что на того возложена обязанность отвечать на все многочисленные особой сложности вопросы, которые есть у мудрецов:8 а поэтому… «Конечно, он сможет прийти [в Шабат], — сказал Ребе, — и разъяснить нам в том числе, каким образом это стало возможно с точки зрения законов Субботы».

Что же касается мнения о том, что Машиах не придет в пятницу, Ребе отвечал: «Полагаю, евреи были бы не против, чтобы это произошло в канун Шабата, даже если из-за того, чтоб его поприветствовать, им пришлось бы немного сократить количество праздничных блюд».

Рабби Пинхас Менахем на это ответил — и Ребе с ним согласился, — что в изгнании сейчас находятся не только евреи, но и Сам Бог, а уж у Него, разумеется, точно не было бы никаких претензий, если бы Элияу пришел в Субботу!9

Тот, кто записывает заслуги

Еще одна причина обычая петь после Шабата, упоминая пророка Элияу, приводится в одном из мидрашей. Там рассказывается, что каждый вечер после исхода Субботы Элияу входит в Райский сад, садится под Деревом Жизни и записывает в особый свиток заслуги евреев — преимущественно тех, кто был осторожен в соблюдении законов Шабата.10

Таким образом, мы упоминаем пророка, чтобы дополнить особую атмосферу этого момента.

Проводя разделение

Авдала — молитва, которой мы завершаем Шабат, отделяя его святость от будничности рабочих дней. Название этой молитвы буквально означает «разделение». В ней мы восхваляем Господа, «отделившего святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести рабочих дней».

Считается, что Авдала связана с пророком Элияу, поскольку, согласно некоторым мнениям,11 в будущем ему предстоит провести разделение в среде народа Израиля, проясняя чистоту родословной еврейских семей.12

Еще один Шабат — и Машиах придет

Согласно известному мнению наших мудрецов, если все евреи объединятся в том, чтобы вместе полностью соблюсти хотя бы один Шабат, Машиах сразу же придет.

Поэтому, завершив Шабат, мы обращаемся к Богу, говоря: Всевышний, мы старались и соблюдали этот Шабат так, как Ты и велел, а теперь умоляем, пришли к нам Элияу, который возгласит о приходе Машиаха.

Что и как должно быть упомянуто в песне?

Придается особое значение тому, как и сколько раз надо упоминать имя Элияу. В этом плане есть разные обычаи.

Некоторые произносят это имя в разных вариациях и определенное количество раз. Например, «Элияу а-Нави» — 40 раз, «Элияу а-Тишби» — 40 раз, «Элияу а-Гильади» — 40 раз, а затем каждый из вариантов еще повторяют по 3 раза и заканчивают упоминанием «Элияу а-Нави».

Так в общей сложности имя пророка произносится ровно 130 раз. Затем гимн-молитву завершают словами «бе-меира яво элейну им Машиах бен Давид» — «да придет он к нам в скором времени вместе с Машиахом, сыном Давида».13

Есть и такие, кто читает каждый стих Писания, в котором упоминается имя Элияу.14 Но все же большинство просто поет или читает гимны, в которых говорится о пророке.

Кстати, считается, что упоминание Элияу вечером на исходе Субботы – это верное средство (сгула) от забывчивости, а кроме того, оно приносит благословение началу недели.15

Ну и конечно, главное в том, что первый день рабочей недели мы начинаем горячей молитвой о том, чтобы Элияу наконец возвестил нам об окончательном Избавлении.

Так пусть же мы удостоимся, чтобы это случилось в скором времени, в наши дни!

Сноски

  1. Шулхан Арух, Орах Хаим, 295. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 295:5.
  2. См. Малахи, 3:23.
  3. Талмуд, Эрувин,43б.
  4. Там же.
  5. Тур, Орах Хаим, 295; Маген Авраам, Шулхан Арух, Орах Хаим, 295:1; Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 295:5.
  6. Еще о назирах читайте в статье “Кто такой назорей (назир) в иудаизме?”.
  7. См. Мишне Тора, Хилхот Незирут, 4:11.
  8. См Зоар, 28a, и Шала, Тора ше-ба-аль-Пе, Тав.
  9. См. Торат Менахем 5742, т. 2, стр. 674; для большей информации см. Шаарей Геула, т. 1, ч. 7.
  10. Тосефта Шабат, цит. в Элия Раба, 295:9; Каф а-Хаим, 295:19.
  11. Другие, однако, пишут, что это не станет причиной его прихода, скорее настанет мир во всем мире (см. Мишна Эдийот, 8:7; Мишне Тора, Хилхот Мелахим, 12:2).
  12. Абудрахам, Седер Тфилот ле-Моцей Шабат.
  13. См. Элия Раба,295:7; см. также Каф а-Хаим, 295:20, и Кецот а-Шулхан,100, прим. 3.
  14. См. Тур, Орах Хаим, 299.
  15. Там же.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому