«Этот сын наш буйный и непокорный… обжора и пьяница».
Дварим (21:20)
Наши мудрецы спрашивают (Санедрин, 71а): разве из-за того, что он украл и съел кусок мяса и выпил вина его нужно приговорить к смерти? Разве из-за этого он неисправим, и нет никакой надежды? Раши приводит слова Гмары о том, что Тора заранее предвидит весь процесс его деградации вплоть до полной гибели. Но это как раз нам и требуется понять: разве маленькая кража, случай обжорства и пьянства – это гарантия неминуемой деградации?
Раби Авраам ибн Эзра отвечает на этот вопрос, и его ответ побуждает к тщательному самоанализу. «Этот (подросток) подобен неверующему, который любит жизнь этого мира лишь ради того, чтобы наслаждаться в нем всякой едой и напитками». Если у человека нет в мире ничего, кроме удовлетворения своих страстей, то он безнадежен. Нужно знать, что в мире есть цель и высший смысл, есть духовный план, Тора и заповеди, есть жизнь после смерти, и к ней нужно готовиться. Есть суд, и есть Судья. Тогда человек сможет обуздать свои страсти и сдержать дурные побуждения. Если же вся его жизнь вращается вокруг самого себя и своих страстей, он становится опасным и для себя и для всего общества! «Ибо сказал я: только нет страха перед Всесильным, и убьют меня».
Раби Эльханан Васерман объясняет это так: «только» – это исключение. Если есть культура и искусство, литература и поэзия, но нет страха перед Б -гом – ничто не остановит зло.