Раби Аарон бар Шнеур-Залман Котлер (5652-5723 /1892-1962/ гг.) – руководитель ешивы г. Лейквуда, один из духовных лидеров поколения.
Детство и юношество
Родился второго швата 5652 /1892/ года. Его отец, выпускник Воложинской ешивы, был раввином белорусского городка Свислочь.
Изучал Тору под руководством отца. Прославился как илуй (вундеркинд).
К шести годам мальчик знал наизусть все двадцать четыре книги Танаха (Avrohom Birnbaum Hagaon Harav Aharon Kotler, Hamodia Magazine 1.11.2002, p.6).
В десятилетнем возрасте он лишился отца, а еще через два года – матери. Сирота воспитывался в доме своего дяди, минского даяна (судьи) р. Ицхака Пинеса.
В Минске он подружился со своим ровесником Яаковом Каменецким, впоследствии ставшим одним из духовных лидеров евреев США, – тесные отношения, сложившиеся в юности, они сохранили на всю жизнь (там же).
В 5665 /1905/ году тринадцатилетний Аарон начал заниматься в ешиве Кнессет Исраэль, расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке. Он стал одним из ближайших учеников главы ешивы р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки), который видел в нем одного из будущих духовных лидеров поколения.
Р. Котлер вспоминал, как Саба долгие часы беседовал с ним вдвоем, обсуждая сложнейшие проблемы еврейского мировоззрения и этики, – порой они засиживались до поздней ночи, и тогда Саба сам провожал своего маленького собеседника по темным улицам Слободки до дома, где тот жил (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.3, с.188).
Вскоре гениально одаренного «илуя из Свислочи» – так называли его в ешиве – перевели в самый старший шиур (класс), в котором преподавал прославленный рош-ешива р. Моше-Мордехай Эпштейн (Левуш Мордехай). Одноклассники были намного выше его ростом, и чтобы задать вопрос на уроке, ему приходилось вставать на стул – иначе преподаватель не мог его заметить. По свидетельству соучеников, он занимался с уникальным усердием – весь день и большую часть ночи (Avrohom Birnbaum Hagaon Harav Aharon Kotler, p.6-7).
Помолвка и свадьба
В этот период состоялась его помолвка с Ханой-Перл, дочерью р. Исера-Залмана Мельцера, возглавлявшего ешиву в г. Слуцке, – но поскольку жених был еще слишком юн, свадьбу отложили на несколько лет. Р. Котлер вспоминал, что годы между шидухом и хупой были для него самыми плодотворными. «У меня уже не было тревог юноши, не уверенного, сумеет ли он обрести свою суженую, и еще не было тревог мужа, обязанного кормить семью, – отмечал он. – Моя голова была целиком занята Торой» (там же p.7).
В 5674 /1914/ году, незадолго до начала первой мировой войны, состоялась свадьба, и р. Котлер переехал в Слуцк, где стал ближайшим помощником тестя в руководстве ешивой.
В годы войны, хотя линия фронта подошла к Слуцку и город постоянно обстреливался, р. Котлер продолжал сосредоточенно учиться. Он не прервал занятий и после того, как начались уличные бои. Когда у него спросили, как он может заниматься в таких условиях, р. Котлер ответил: «Если мозг захвачен Торой, он забывает обо всем, происходящем на свете». «Для р. Аарона это не чудо, – добавил его тесть р. Мельцер, – он может заниматься, даже сидя на острее меча» (там же).
После окончания Гражданской войны Слуцк оказался под властью большевиков, объявивших преподавание Торы политическим преступлением. В 5681 /1921/ году, когда усилились репрессии против знатоков Торы, р. Котлер тайно перевел студентов ешивы через польскую границу – они обосновались в г. Клецке.
Руководитель ешивы
В 5685 /1925/ году, после того, как р. Мельцер совершил алию, р. Котлер сменил его во главе ешивы. Его блистательные уроки привлекли много новых студентов со всей Польши и из соседней Литвы. Благодаря ешиве, г. Клецк стал одним из духовных центров Восточной Европы.
Р. Котлер поддерживал тесные контакты с такими духовными лидерами поколения, как р. Исраэль-Меир Акоэн (Хафец Хаим) и р. Хаим-Озер Гродженский, выполняя их ответственные поручения, связанные с деятельностью всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля) (там же).
В 5695 /1935/ году р. Котлер выехал в США для сбора благотворительных средств для своей ешивы, в которой обучалось уже около двухсот студентов.
Он провел в Америке одиннадцать месяцев, установив дружеские отношения с р. Шрагой-Фейвлом Менделовичем, возглавлявшим старейшую нью-йоркскую ешиву Тора водаат. Совместными усилиями они основали в нью-йоркском районе Монси высшую талмудическую академию Бейт мидраш эльон, призванную готовить высококвалифицированных раввинов и преподавателей Торы для общин Америки и Канады (там же).
Скитания ешивы
Через две недели после начала второй мировой войны советские войска оккупировали восточную часть Польши. Следуя совету р. Хаима-Озера Гродженского, р. Котлер перевел свою ешиву в полном составе в г. Вильно (Вильнюс), перешедший под суверенитет независимой Литовской республики.
Собираясь совершить алию вместе со всей ешивой, он попытался получить двести сорок сертификатов. Тем временем, летом 5700 /1940/ года, советские войска оккупировали и Литву. Р. Котлера задержали и допрашивали в НКВД. В начале зимы 5701 /1940/ года ему удалось вырваться из Советского Союза вместе с ешивой Мир и небольшой частью студентов из Клецка. На поезде они добрались до Владивостока, а оттуда – кораблем до японского порта Кобе. Несколько месяцев спустя японские власти депортировали беженцев в «открытый город» Шанхай (Зерах Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы, с.62,72; Бесетер раам с.184).
Весной 5701 /1941/ года р. Котлер прибыл из Шанхая в Америку.
Он сошел с корабля в порту Сан-Франциско за несколько часов до наступления праздника Песах. Уже на следующий день после праздника он отправился в Нью-Йорк и сразу же включился в работу Ваад ацала (Комитета спасения) – организации, созданной для того, чтобы вызволить из пылающей Европы знатоков Торы и студентов ешив. Он сам ходил по домам богачей, собирая деньги для программ Ваада. Когда удалось заключить с нацистами соглашение о выкупе большой группы венгерских евреев, р. Котлер сумел в кратчайший срок мобилизовать для этой цели два миллиона долларов (Avrohom Birnbaum Hagaon Harav Aharon Kotler, p.8; Бесетер раам с.182)
Ешива в Лейквуде
Весной 5703 /1943/ года р. Котлер основал в г. Лейквуде, штат Нью-Джерси, новую ешиву, получившую название Бейт-Мидраш Гавоа (Высший дом учения).
Он стремился создать в Америке ешиву восточноевропейского типа, в которой бы изучали Тору не для того, чтобы стать раввинами, но лишма (ради нее самой). Окружающие убеждали его, что в США это невозможно. «Раби, это – Америка! –объясняли ему евреи, которые уже адаптировались к духовному климату «Нового Света». – Здесь ценятся деньги, а не духовные идеалы. Здесь безраздельно властвует доллар! Ваши мечты годятся лишь для Европы!» (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.201).
Тем не менее, верный своему пониманию жизни, р. Котлер действовал предельно искренне и открыто. На одной из его встреч с потенциальными меценатами некий богач выразил готовность жертвовать на новую ешиву в уверенности, что она «будет производить выдающихся раввинов». Р. Котлер сразу поднялся с места. «Господа! Я боюсь, что у вас может сложиться ложное впечатление, – произнес он. – Я вполне допускаю, что из стен ешивы смогут выйти выдающиеся раввины, но не в этом ее задача. Единственная цель, ради которой создается ешива, – изучение Торы ради нее самой!». Он был убежден, что «только изучение Торы лишма может сохранить еврейский народ». (Лекет решимот с.101;Avrohom Birnbaum Hagaon Harav Aharon Kotler, p.8).
На организационном заседании ешивы меценаты заявили, что заберут свой стартовый капитал, если р. Котлер не введет в программу преподавание светских наук. «Никто не придет учиться в такой ешиве!», – запугивали они. В ответ р. Котлер решительно заявил: «Я лучше буду работать уборщиком в синагоге, чем преподавать в ешиве, в которой изучаются светские предметы!» (Таль орот с.110).
Ешива в Лейквуде – поворотный пункт в истории американского еврейства
Р. Котлер начал занятия с десятью беженцами из Европы, но затем, обладая исключительной личной притягательностью, привлек в ешиву и множество юношей, родившихся в США. Он сумел возродить в стенах ешивы духовную атмосферу Воложина и Слободки, Слуцка и Клецка. По оценкам аналитиков, именно создание ешивы в Лейквуде стало поворотным пунктом в истории американского еврейства. В последующие десятилетия благодаря ученикам р. Котлера его духовное воздействие распространилось на другие общины США – были созданы еще десятки ешив, прототипом которых стала ешива Лейквуда. Под влиянием р. Котлера и его учеников тысячи американских юношей изменили свои жизненные планы, целиком посвятив себя изучению Торы –началось массовое возвращение евреев США к живому, аутентичному иудаизму. Мир «литовских ешив», уничтоженный нацистами в Восточной Европе, возродился по другую сторону океана (Таль орот с.110; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.203;Avrohom Birnbaum Hagaon Harav Aharon Kotler, p.8).
Несколько лет спустя р. Котлер создал при ешиве в Лейквуде колель (высшее учебное заведение для семейных знатоков Торы), выполнив задачу, которая прежде казалась в Америке неосуществимой.
В послевоенные годы р. Котлер – как и его друг юности р. Яаков Каменецкий – стал одним из общепризнанных духовных лидеров поколения. В 5714 /1954/ году он был избран на пост наси (председателя) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) – головного органа американского отделения всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля). Он был также одним из руководителей просветительской организации Тора умесора, координирующей деятельность разветвленной сети еврейских школ.
К концу 5710-х /1950-х/ годов ешива в Лейквуде стала самой крупной в Америке – в ней обучалось около двухсот пятидесяти студентов (Энциклопедия левейт Исраэль, т.18).
Приверженность истина и любовь к ученикам
В качестве руководителя ешивы р. Котлера отличала бескомпромиссная приверженность истине и самоотверженная любовь к ученикам.
На одном из рекламных буклетов фотохудожник приукрасил здание ешивы, вмонтировав на снимке несколько раскидистых деревьев перед ее фасадом. Увидев буклет, р. Котлер запретил его использовать и потребовал изготовить новую, в точности соответствующую реальности, фотографию. «Если мы хотим возводить ешиву на фундаменте истины, то нам следует избегать любой, даже самой незначительной, примеси лжи и фальши», – пояснил он (Р. Ашер Бергман Шимуша шель Тора, с.101).
Когда за пять лет до смерти р. Котлер перенес операцию по поводу аппендицита, он сказал своим близким: «Я точно знаю, почему я был наказан воспалением аппендикса. Не так давно один из учеников ешивы также перенес подобную операцию, и тогда я поймал себя на том, что в недостаточной степени мучался его болью» (Avrohom Birnbaum Hagaon Harav Aharon Kotler, p.9).
Последние годы
Двадцать пятого тишрея 5723 /1962/ года во время молитвы он упал в обморок. В больнице ему сделали срочную операцию, после которой он уже не смог восстановить силы (там же).
Р. Аарон Котлер умер второго кислева 5723 /1962/ года.
Его тело было перевезено в Землю Израиля и захоронено в Йерушалаиме, рядом с могилой его тестя, р. Исера-Залмана Мельцера, умершего десятью годами ранее (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.100).
Духовное наследие
После его смерти вышло в свет многотомное собрание сочинений Мишнат раби Аарон (Учение р. Аарона), включающее его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду и кодексу Рамбама, его алахические респонсы, а также статьи и выступления, касающиеся вопросов еврейского мировоззрения и этики.
Во главе ешивы его сменил сын р. Шнеур Котлер. В 5724 /1964/ году это учебное заведение получило новое название – Ешиват раби Аарон Котлер (Ешива имени р. Аарона Котлера). Число студентов в этом крупнейшем в мире талмудическом учебном центре дошло до трех тысяч (Avrohom Birnbaum Hagaon Harav Aharon Kotler, p.6).
Его приемником во главе американского отделения Агудат Исраэль стал р. Моше Файнштейн (Игрот Моше)