Содержание:
Что же значит развод по-еврейски? | Процедура развода | Взгляд на будущее | Когда надо разводиться? | Несговорчивый супруг | Слово о детях
Хотя развод — это нечто привычное в современном обществе, широко распространённая мудрость гласит, что более половины всех браков заканчиваются разводом. Всё же, это вопиюще — прекращать брак.
В отличие от некоторых религий, которые не разрешают развод, иудаизм признаёт его необходимость в определённых обстоятельствах. В действительности же, следующая должная процедура для развода — одна из 613 мицвот в Торе.
Что же значит развод по-еврейски?
Так как брак — это метафизическая реальность — две души, сливаясь воедино образуют одну неделимую душу, — также и развод — это метафизическая реальность. Для того, чтобы развестись еврейской паре, мужчина должен дать женщине документ, называемый Гет, как предписано в Торе (Дварим 24:1-4). Гет завершает еврейский брак и подтверждает, что пара может повторно заключить брак, согласно еврейскому закону.
Помимо юридической процедуры, Гет даёт ощущение эмоционального освобождения; в то время как свадьба начинается с еврейской церемонии, она должна ею же и заканчиваться.
Без соответствующего Гет, хотя даже мужчина и женщина уже и живут раздельно, духовно они всё же связаны вместе, — рассматривается это как полноценный брак. Это верно в той степени, когда женщина была повторно замужем без надлежащего Гет, её второй брак считается недействительным и рассматривается как прелюбодеяние.
Светский развод не является полноценным Гет.
Процедура развода
Гет пишется весьма определённым образом, строго под наблюдением экспертного раввина, компетентного в этих законах. Например, Гет должен быть написан специально для какой-либо пары, а заранее подготовленный шаблон недопустим. Существуют и другие сложности, такие как люди, являющиеся свидетелями во время выдачи Гет и точные формулировки написания слов и имён. Вся процедура должна осуществляться правильным и точным образом, иначе пара будет считаться неразведенной.
Гет пишется специально обученным писцом. Документ содержит 12 строк текста, написанном на Арамейском языке — родном языке времён написания Талмуда. В тексте указывается местонахождение, имя мужчины и женщины, а также краткое заключение о том, что женщина вправе повторно выйти замуж. Мужчина передаёт Гет женщине в присутствии двух уполномоченных свидетелей. Здесь не читаются молитвы и не произносятся благословения. Весь процесс занимает около часа и обычно проводится в кабинете раввина.
В тех случаях, когда затруднено присутствие мужа и жены одновременно из-за географических ограничений или недовольства одной из сторон, процесс осуществляется через доверенное лицо.
Сам документ Гет остаётся у раввина, исполняющего процесс, и разрывается таким образом, что его невозможно использовать повторно. Раввин выдаёт свидетельство обеим сторонам, подтверждающее, что Гет составлен верно, вручён каждой стороне и принят; теперь каждый из них имеет право повторно заключать новый брак.
Гет можно проводить в любое время, даже спустя годы. Однако, с точки зрения еврейского законодательства, как практического дела, процедура должна быть осуществлена как можно скорее.
Взгляд на будущее
Прибегая к Гет при разводе — это не только правильно, но и мудро. Независимо от личных убеждений и верований, он решает массу проблем, связанных со свободным взаимодействием внутри еврейской общины.
К примеру, человек, будучи разведённым много лет, не может вновь заключить брак без Гет. Если сначала это не было сделано, то им следует найти своих «бывших», где бы они ни находились, и попросить их споспешествовать в получении Гет. Взгляните, сколько это доставляет душевных переживаний и тягот! Любой ответственный раввин откажется сочетать пару до тех пор, пока мужчина и женщина не предоставят доказательство того, что их предыдущий брак был прекращён должным образом в соответствии с еврейским законом.
Более того, когда развод не был осуществлён правильно, существует опасность для будущих поколений: если ребёнок родился от матери, которая фактически была замужем, он считается незаконным (мамзер). Такому ребёнку запрещено вступать в брак в более широкой еврейской общине, что лишает его возможности жениться на человеке, которого захочет выбрать самостоятельно. Этой проблеме посвящён весьма сильный роман «Вчерашнее дитя».
Таким образом, в получении надлежащего Гет кроется важная составляющая сохранения единства евреев.
Когда надо разводиться
Давайте сделаем шаг назад и спросим: что иудаизм понимает под словом «бракосочетание»?
Акт бракосочетания — это намного больше, чем ведение общего хозяйства, обладание совместным банковским счётом или воспитание детей. Брак фактически связывает вместе две души, чтобы создать одну общую душу. Как повествуется в Торе о супружеской паре — «станут одной плотью» (Берешит 2:24).
Термин «одна плоть» подразумевает заключение брака, как приверженность иметь свою собственную руку. Вот как объясняет это один из раввинов:
«Что такое приверженность своей руке? Я и «есть» своя рука! Я бы не стал пересматривать своё отношение к руке только лишь потому, что она сломана, уродлива и травмирована, или потому, что я встретил кого-то, у кого рука намного лучше. Я бы пересмотрел моё отношение к своей руке лишь тогда, когда бы на ней началась развиваться гангрена, которая могла бы погубить меня целиком».
Преданность браку должна сохраняться до тех пор, пока он не станет вас убивать.
Много людей неверно подходят к браку и отношениям, а потому можем наблюдать стремительный рост разводов. Как отмечает рав Аврам Ротман, средства массовой информации заставляют людей становиться потребителями. «Вам сегодня нужен отдых», «Просто сделай это!» и другие броские лозунги заставляют людей брать от жизни то, что им хочется, делать то, что пожелается и думать только о самих себе. Если и есть главный фактор, становящийся причиной многих неудачных браков, то только то, что мы хорошо научились «брать».
Когда два человека сконцентрировали своё внимание на то, чтобы «брать», они тянут одеяло только на себя. Это постоянное перетягивание каната нацелено лишь на то, чтобы увидеть, как кто-то другой «сможет меня удовлетворить». Еврейская же идея брака направлена на то, чтобы быть «дающим». Таким образом, движущая сила между мужем и женой — это любовь и забота в обоих направлениях. (Интересно, что в еврейском законе есть некое облегчение, источником которого является Ктуба — брачный контракт, где мужчина обязуется восполнять потребности своей жены в еде, одежде, близости и т. д.).
Несомненно, бывают случаи, когда браки попадают под разрушительный цикл неправильного обращения или злоупотребления одной из сторон. В таких ситуациях развод является необходимостью. Более того, развод — это мицва, где есть шанс попытаться выстроить своё счастье.
В действительности же, это не основная причина, почему люди пытаются расторгнуть отношения. Они обычно устают друг от друга. Проходят восторженные чувства в отношениях или «мы перестаём смеяться, как прежде». Если бы кто-либо сообщил вам, что он ампутировал свою руку потому, что «она перестала его забавлять», вы бы подумали, что тот человек сумасшедший.
Именно по этой причине, прежде, чем получить Гет, еврейский суд (Бейт Дин) побуждает иногда пару примириться друг с другом. На самом деле, самой важной причиной того, что еврейский разводной процесс включает в себя много тонкостей лишь потому, чтобы избежать расторжения брака, не изучив его детально.
На протяжении всей истории, евреи стремились найти идеальный стандарт для семейной жизни, который зафиксирован в термине «Шлом Байт», буквально «мир в доме». Когда есть мир в семье, то присутствие Б-жье обитает в доме. Когда же нет мира в семье, и развод становится единственным вариантом, то, бесспорно, наступает трагедия. В Талмуде (Сангедрин, 22а) сказано, что когда случается развод, алтарь Храма — символ единства и святости евреев — образно «плачет», как бы скорбя о потере неудавшегося единства.
Согласно Гаону из Вильна, еврейские буквы «гимель» и «тет» (произносится «Гет») ни в коей мере не появляются вместе ни в каком другом слове, символизируя дисгармонию, которая ускоряет развод.
Несговорчивый супруг
Еврейский брак может быть прекращён только в случае смерти одного из супругов или развода. В случае, когда неизвестен факт смерти супруга, либо нет подтверждающего развод Гет, человек остаётся в подвешенном состоянии, что запрещает ему жениться вновь.
Это положение называется «агуна» — «скованный» супруг. Такое понятие появляется в Талмуде тогда, когда говорится о без вести пропавшем супруге. (К сожалению, этот вопрос стал весьма распространённым после Холокоста). Даже сегодня, иногда супруг из ярости отказывает в том, чтобы другая из сторон получила Гет, либо пытается вымогать деньги, уклоняется от ответственности по содержанию детей или посягает на супружескую собственность.
Термин «агуна» относится к бунтарям. Однако, по еврейскому закону, требуется согласие обоих супругов. К примеру, если женщина отказывает мужчине в получении Гет, он сразу же начинает пребывать в «подвешенном состоянии».
Что можно сделать для предотвращения этой ужасной ситуации?
В государстве Израиль, если какого-либо человека обязали, посредством Бейт Дина, дать своей жене Гет, но он отказывается это делать, его могут посадить в тюрьму до тех пор, пока он не выполнит обязательство. Есть и другие санкции: лишение водительских прав, изъятие паспорта, лишение права на посещение семьи, наложение денежного штрафа и/или отстранение его участия в синагоге. Этот вид давления оказывается весьма эффективным.
В штате Нью-Йорк существует такой закон, который объединяет гражданский развод с религиозным Гет, то есть, муж не может получить гражданский развод до тех пор, пока не устранит все препятствия для того, чтобы его супруга могла вновь выйти замуж. (Это помогает другим религиозным общинам, которые сталкиваются с подобной проблемой).
Тема «агуна» весьма детализирована и является причиной многих споров. Для получения более подробной информации, смотрите статью рава Ицхака Брейтовица.
Слово о детях
В 1970-е годы бестселлер Джудит Уоллерстайн «Неожиданное наследие развода» утверждал, что дети, на самом деле, не так быстро оправляются от горя, как когда-то думали, и что развод может внести в детские души тяжёлое эмоциональное потрясение.
Вот три важнейших правила для развода, во избежание сильного стресса у детей, сокращая шансы на долгосрочную травму:
- Гарантируйте детям, что ваш развод — это не вина ребёнка, что они ничего не смогут сделать, дабы воспрепятствовать разрушению семьи.
- Пусть ребёнок не является предметом вашего спора; не создавайте ситуации, позволяющие ребёнку сделать выбор одного родителя в пользу другого.
- Крепкие отношения с обоими родителями позволят ребёнку получить максимальную пользу. Не сокращайте время общения с одним из родителей; не говорите плохо о другом родителе.