«Скажи же, что ты сестра моя, чтобы было хорошо мне благодаря тебе» (Берешит, 12:13).
Авраам обращается к своей жене с просьбой и мольбой, чтобы она сказала, что является его сестрой. Он опасается, что если египтяне узнают, что она его жена, они убьют его и заберут ее себе.
Нужно понять: если и в самом деле речь идет о спасении жизни, зачем Аврааму умолять Сару? Он должен был однозначно приказать ей.
Ответ мы найдем в следующей истории.
По дороге в греческий порт Салоники однажды ехал еврейский извозчик со своей телегой. Внезапно он увидел незнакомого еврея на перекрестке. Извозчик остановился и поинтересовался незнакомцем. Тот сказал: «Не поможешь ли мне? Я часами иду по дороге, ноги болят, сил нет… Если посадишь меня в свою телегу, это будет настоящим милосердием!» Извозчик согласился. Но вот беда – спустя несколько часов, он увидел, что кони устали. Решил зайти в придорожный трактир, оставив телегу с конями у входа, а гостя взяв с собой. Он пригласил его за свой счет поесть и даже остаться на ночлег.
Но на утро, едва он открыл глаза, его ждал неприятный сюрприз. До его ушей долетел разговор, в котором этот гость просил хозяина трактира пораньше приготовить коней и телегу, чтобы тот поскорее мог отправиться в путь.
Не успев прогнать сон с глаз, наш извозчик поспешил выйти из комнаты, и к нему тут же обратился его пассажир: «Одевайся скорее, мы должны продолжать поездку! Мои кони уже отдохнули, можно отправляться!»
«Твои кони? Да ведь это мои кони, запряженные в мою телегу!» — воскликнул извозчик.
Но обнаглевший гость не устыдился и заявил: «Лжец! Я ведь пожалел тебя и посадил к себе на телегу бесплатно, а тебе еще хватает наглости претендовать на мою телегу и коней?»
Смущенный извозчик не знал, что сказать. Как ему доказать свою правоту? Тем временем хозяин трактира обратился к ним: «Знаете что? В Салониках живет мудрец раби Яаков Кобо, он-то уж точно сможет разрешить ваш спор».
Лучшего решения оба спорящих не видели. Когда приехали в дом раби Яакова, он терпеливо выслушал их утверждения. Он повелел им выйти в соседнюю комнату, пока он поразмыслит. Оба еврея нетерпеливо ждали вердикта, но время все шло… Лишь после часа ожидания в дверях показалась фигура раби, который позвал: «Извозчик пусть первым войдет ко мне!»
Настоящий извозчик вскочил и подошел к раву, и лишь спустя несколько секунд его пассажир сообразил, в чем дело, и тоже встал вслед за ним.
Раби обратился к ним обоим и сказал: «Похоже, теперь все мы видим, кто настоящий извозчик. Это тот, кто встал сразу, когда я позвал. Он привык отзываться на слово «извозчик». А ты, — раби обратился к пассажиру-обманщику, — никогда извозчиком не был, поэтому прошли секунды, прежде чем ты сообразил».
Из этой истории мы выучили, что человеку очень трудно изменить свои привычки и самовосприятие. Кто привык зваться извозчиком, будет сразу откликаться на это слово, а кто не привык – у того не наступит никакой естественной реакции.
Теперь вернемся к нашему вопросу, на который отвечает раби Ицеле из Воложина. Авраам мог потребовать от Сары, чтобы она представлялась его сестрой в Египте, поскольку существовала опасность для жизни. Но пользы от этого было бы мало: ведь она не привыкла так себя вести, и когда к ней обратились бы с вопросом, она назвалась бы женой Авраама по привычке. Поэтому еще в дороге Авраам стал просить ее начать привыкать представляться его сестрой – чтобы с их приездом в Египет она уже привыкла к этой роли и ничего не перепутала. В тот момент опасности еще не было, и потому он не мог ничего требовать, но лишь умолял.