Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Творец преподает урок скромности

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]
папа учит сына на пасахальном седере
«И расскажи сыну своему»

Не смог вспомнить ни одного доброго дела…

Бейт-Мидраш был переполнен. Все – и старики, и молодые – застыли в трепетном ожидании начала молитвы Коль Нидрей (Первая молитва Йом-Кипура). Но рав Биньямин Дискин, да будет благословенна его память, до сих пор не пришел. «Почему он задерживается? – нервно перешептывались присутствующие. – Быть может, с ним что-то случилось, не дай Б-г».

Солнце садилось, и темнота постепенно накрывала мир своими крыльями – а рава все не было. «Бегите к дому рава, – прошептали шамашу, синагогальному служке, – посмотрите, что держит его». Быстрым шагом, почти бегом, шамаш поспешил к дому рава. Он постучал в дверь и вошел. Перед его глазами открылась поразительная картина: рав Биньямин спокойно сидел и учился со своим младшим сыном, Йегошуа Лейбом! Увидев смятение шамаша, рав Биньямин извинился: «Прошу прощения за задержку. Пожалуйста, извините меня. Вот уже наступает Святой День, но когда я обдумывал свое поведение в прошлом году, то не смог найти ни одного доброго дела, которое я бы сделал, ни одной мицвы, которую я бы выполнил…

«Как может человек вступить в День Искупления таким образом?» – спросил я себя, и решил выполнить хотя бы одну заповедь в то короткое время, которое у меня осталось. Эта мицва – «И расскажи сыну своему…». Надеюсь, что в заслугу этой заповеди меня будут судить милосердно…

Тора и качество скромности неотделимы

Скромность и смирение – чем больше историй мы услышим о наших мудрецах, которые обладали и обладают этими исключительными душевными качествами, тем лучшими людьми станем мы сами, если действительно примем эти истории близко к сердцу. Смирение в соединении с Торой – настолько возвышенный идеал, что для настоящего еврея выше его не существует.

 

Праздник Шавуот, как известно, посвящен получению Торы (кабалат Тора), нашему безусловному принятию Б-жественного закона на горе Синай, нашему ответу «наасе ве-нишма» («сделаем и услышим»), который потряс небо и землю. И сегодня мы продолжаем традицию, проводя всю ночь праздника Шавуот за изучением Торы и молитвой, еще более представляя Тору как истинное воплощение этого праздника, причину всего творения.

 

Но есть еще один аспект, тесно переплетающийся с этим праздником, – это качество смирения.

Раби Йоханан сказал: «Там, где ты находишь величие Святого, Благословен Он, там же ты найдешь Его скромность». (Вавилонский Талмуд, Мегила, 31а).

 

Что можно считать бо́льшим проявлением величия Творца, чем Его монументальная книга Торы, которую Он милостиво даровал своему избранному народу в праздник Шавуот? Очевидно из вышеприведенного высказывания, что скромность Всевышнего – это неотделимая часть Его дара, и таким образом часть самого праздника.

Известная история из Мидраша подтверждает этот факт. Две величайшие горы на земле – гора Кармель и гора Тавор – буквально выкорчевали себя из земли и пришли в пустыню, предполагая, что, конечно, дарование Торы произойдет на них – величайший подарок человечеству на величайших горах. Но Б-г сказал им: «Вы уже доказали, что у вас дурной характер, ваша гордыня лишила вас права даже надеяться на это. Гора Синай, самая маленькая и самая скромная из гор, вполне заслуживает того, чтобы стать избранной горой, на которой будет дана Моя драгоценная Тора».

Также в Талмуде говорится, что Б-г сказал о надменном, высокомерном человеке: «Он и Я не можем сосуществовать в этом мире!»

Творец никуда не уходит, уйти должен высокомерный! Не случайно Моше Рабейну, имеющий репутацию «скромнейшего из людей», был избран для получения Торы, и эта его скромность вполне объясняет выбор Всевышнего.

Пример скромности и Торы, всегда идущих рука об руку, еще более явно выражен в известном изречении рава Шимшона Рафаэля Гирша: «Тора и дерех эрец». Скромность и путь Торы – это основная точка зрения еврейского видения мира.

Добро пожаловать!

Возвращаясь с летнего отдыха из отеля в горах Австрии, глава ешивы Манчестера, рав Йегуда Зев Сигал, да будет благословенна его память, вместе  с одним из своих учеников, прилетели на самолете в Лондон, а затем на поезде отправились в Манчестер. Когда поезд подъезжал к вокзалу, ученик выглянул в окно и увидел большую толпу религиозных евреев, которые собрались, чтобы встретить своего Рош-ешива. Когда ученик рассказал это своему раву, тот опустил голову и углубился в свои мысли. Вскоре рав с учеником вышли из вагона, и толпа пустилась в пляс. Рош-ешива сказал своему ученику: «Смотри, это они тебя приветствуют!»

«Почему уважаемый Рош-ешива считаает, что весь этот почет предназначается мне? Разумеется, эти евреи проявляют уважение к раву!»

Со всей серьезностью Рош-Ешива указал на большой плакат, который вывесили евреи.

«Разве ты не видишь, мой дорогой ученик, здесь написано «Благословенны прибывшие!» (добро пожаловать!) во множественном числе. Если бы они хотели приветствовать только меня, было бы сказано в единственном! [1]

 

Б-г преподает урок скромности в свитке Рут

На второй день праздника Шавуот мы читаем Мегилат Рут (свиток Рут). Это прекрасная история о бедной женщине, принявшей иудаизм и ставшей еврейкой, и Главе поколения. Их жизни сплелись в драматическом повороте судьбы – и в результате на свет появился величайший царь в еврейской истории – Давид а-Мелех, царь Давид.

В лучшем случае, мы можем вдохновиться чистотой намерений Рут и святыми усилиями Боаза остаться верным букве закона. К сожалению, в худшем случае, многие воспринимают эту историю как романтическую притчу о переходе из одного социального класса в другой. Это такая еврейская версия «из грязи в князи», которой придает еще большую литературную привлекательность тот факт, что будущее Земли Израиля и его правителей зависело именно от этой встречи.

 

По-настоящему Б-гобоязненные евреи знают, что, как и в других идеях Торы и еврейской жизни, в этой истории содержится намного больше, чем кажется на первый взгляд, и если читать свиток Рут как литературное произведение, то понимание его будет поверхностным, а истинная суть находится гораздо глубже.

 

Алшейх ѓа-Кадош пишет, что в тот день, когда Рут начала собирать колоски пшеницы на полях, Творец направил ее шаги к полям Боаза. Сам Боаз тоже, как говорят наши мудрецы, изначально находился далеко, но с помощью ангела попал именно на то из своих полей, где собирала колоски Рут. Там он обратил внимание на необычайно скромные манеры Рут и ее потрясающую честность и осознал свою ответственность в том, чтобы помочь ей и ее свекрови Наоми.

Выбор был сделан, и с этого момента одно событие следовало за другим, так что, в конце концов, Рут после обряда халица (выкуп вдовы) вышла замуж за Боаза.

Необычна манера, в которой говорится об этом поворотном событии:

«И пошла она, и пришла, и стала собирать (колосья) на поле за жнецами. И случилось, что попала она на участок поля Боаза, который из рода Элимелеха» (Свиток Рут, 2:3).

 

«Случилось, что попала» – как будто Рут оказалась на поле Боаза случайно. Случайность? Разве евреи верят в случайности? С детства нас растят с сознанием того, что основа еврейской веры – это постоянное присутствие Б-га во всех событиях, и что ничего случайного не бывает. Как же тогда совместить это понимание с формулировкой «и случилось, что попала…»?

 

Именно эта идея воплощена в свитке Рут, и более того, во всем празднике Шавуот. В книге Зихрон Ицхак написано, что, разумеется, случайностей не существует. Присутствие Всевышнего постоянно и неизменно. То, что Рут и Боаз встретились при таких обстоятельствах, было частью Б-жественного плана. Эти слова, однако, идеальное выражение Его скромности, урок для каждого еврея. Каждый вздох, каждое действие в жизни человека, произвольное или нет, каждое дуновение ветра и каждая капля дождя – чудо с Небес, хоть и скрытое. Каким бо́льшим образом Всевышний мог проявить свою скромность, чтобы преподать нам урок, кроме как скрывать Свое присутствие в ежедневных чудесах? Не существует случайностей – Б-г лишь хочет, чтобы они таковыми казались!

Все будущее народа Израиля и его правителей зависело от этой встречи Рут и Боаза, но, несмотря на то, что присутствие Б-жественной Руки постоянно ощущается, обеспечивая успех их отношений, все выглядит так, будто это всего лишь случайность. Вот она, высшая скромность!

Кто такой этот «я»?!

Автор книги Ор Пнай Моше, рав Моше из Пшеварска, да будет благословенна его память, был великим мудрецом, но его главная сила была в молитве.

Р. Моше однажды прибыл в гостиную, где находился один из ведущих митнагдим[2]. Утром митнагед помолился и сел учить Гмару.

В свою очередь р. Моше долго готовился к молитве. Когда другой гость закончил, р. Моше еще даже не начал. Митнагед посмотрел на него и спросил: «Вы можете объяснить, зачем вам нужно столько времени на подготовку перед молитвой шахарит

Р. Моше ответил: «Честно говоря, я Вам завидую, что Вы можете помолиться вовремя и сесть учиться. Но что я могу сделать? Я начинаю свой день с утренней молитвы модэ ани, и меня переполняют мысли: – Кто такой этот «я», ани, и кто «Царь живой и вечный»? Что такое моя «душа»? Эти мысли приводят меня к размышлению над своими поступками и к вопросу, достоин ли «я» обращаться к «Вечному и живому Царю», и заслуживаю ли я, чтобы мне возвращали каждый день мою «душу». Эти мысли напрягают мое сердце и совесть, грызут мой мозг до такой степени, что я не способен продолжить даже первую молитву. Неудивительно, что у меня занимает столько времени, чтобы начать молиться!»

Подводя итоги, скажем, что суть заключается в следующем: если скромность и смирение достаточно хороши для Владыки Вселенной, значит, они точно хороши для его подданных. Если Б-г считает, что этот идеал значит больше, чем достоинство и успех, как можем мы, простые смертные, ощущать гордыню и высокомерно относиться друг к другу?

В этот Шавуот, если мы последуем Небесному примеру и оглянемся на «скромные начинания» наших праотцов, то и мы сами сможем начать вести себя со скромностью и смирением.


[1] В иврите общепринятая фраза «Добро пожаловать», звучит как «Благословенны прибывшие» и традиционно употребляется во множественном числе вне зависимости от количества людей, к которым эта фраза обращена. В этом рассказе рав использовал этот факт, чтобы доказать ученику, что встречали их обоих.

[2] Митнагед, мн. ч. – митнагдим (ивр.– оппоненты, противники)  – противники хасидизма.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому