Транспортировка
Если существует вероятность того, что в субботу возникнет необходимость доставить опасно больного в больницу, то, если это не требует особых усилий, было бы правильно еще до субботы доставить его либо в больницу, либо в близлежащее с больницей место, хотя по букве закона такой обязанности нет.
Когда необходимо доставить опасно больного в больницу в субботу, следует постараться, чтобы водитель был нееврей. Если нет возможности вызвать водителя-нееврея, предпочтительней отвезти больного на личном транспорте и не вызывать скорую помощь или такси, т.к. при этом происходит меньше нарушений субботы. Малогабаритный транспорт предпочтительней крупногабаритного. При перевозке больных в субботу следует выбрать наиболее короткий путь.
В случае, когда предполагают, что в субботу придется везти опасно больного в больницу, обязаны заранее к этому подготовиться с тем, чтобы делать как можно меньше нарушений. Поэтому еще до субботы следует собрать сумку со всеми необходимыми вещами, устранить все предметы, статус которых в субботу мукцэ, если в них нет необходимости для спасения жизни. Если речь идет о поездке далее, чем за километр от населенных пунктов (законы о тхумин), необходимо устранить даже разрешенные предметы, от которых не зависит спасение жизни.
Заметим, что в ситуации, когда для спасения жизни были вынуждены в субботу выехать на такое отдаление от населенного пункта, при котором в будние дни есть обязанность читать «Дорожную молитву», ее читают и в шабат. Молитву читают в процессе езды, не останавливая и не притормаживая для этого автомобиль. Перед любым действием, направленным на лечение больного, также разрешено и даже рекомендуется произнести молитву и на это не распространяется запрет просить в субботу о личных нуждах[1].
Если место между домом и автомобилем не огорожено ирувом, и переносить вещи в этом месте в субботу запрещено, следует до субботы положить все необходимое в автомобиль. В случае если этого не сделали, постфактум в субботу разрешено перенести из дома в автомобиль все необходимые для спасения больного вещи.
Любые действия, которые необходимы для того, чтобы доставить опасно больного к врачу и начать лечение: оплата, заполнение бланков и прочее, – разрешены. Когда в субботу встает речь об оплате услуг врача, фармацевта или водителя, и нет возможности перенести оплату на будние дни, предпочтительнее пользоваться наличными деньгами, если нет – то кредитной карточкой, если же и это невозможно – чеком. Но все это исключительно в случае, когда оплата услуг осуществляется ради спасения жизни человека. Излишние телефонные звонки, получение сдачи, чеков, квитанций, перенос предметов, в которых нет необходимости для спасения жизни, — запрещены.
В случае если для опасно больного во время транспортировки нужно открыть или закрыть окна, это разрешено сделать, несмотря на то, что при этом происходит замыкание эклектической цепи. Если есть возможность сделать это измененным способом, необходимо прибегнуть к нему.
После того, как больного доставили в больницу, запрещено продолжать ехать на автомобиле, глушить двигатель, а также закрывать двери и окна, если это происходит с помощью электричества. Если автомобиль мешает подъезду транспортных средств, доставляющих больных в больницу, что может задержать начало лечения и увеличить риск для их жизни, разрешено отъехать на минимальное расстояние, где автомобиль не будет являться помехой. В случае если в незакрытый автомобиль с не заглушенным двигателем могут проникнуть дети, что представляет собой явную опасность для жизни, разрешено заглушить двигатель и закрыть окна и двери.
В любом случае, когда еврею запрещено глушить мотор и закрывать окна и двери, разрешено намекнуть нееврею, что было бы хорошо, чтобы он это сделал. Можно, например, ему сказать: «Как жаль, что бензин расходуется впустую» или «Будет жалко, если украдут автомобиль», и тот, поняв намек, заглушит двигатель и закроет окна и двери.
Носить ключи от автомобиля в общественном месте, где не установлен ирув, запрещено по двум причинам. Во-первых, из-за запрета переносить предметы в не огражденных общественных местах, переносить предметы из мест общественного пользования в частные владения и из частных владений – в общественные (запрета оцаа). Во-вторых, из-за запрета переносить предметы, которыми обычно в субботу не пользуются (запрет мукцэ). Но если место ограждено таким образом, что первый запрет не нарушается, то можно положиться на мнение тех, кто считает, что в случае больших материальных потерь разрешено переносить мукцэ измененным способом, и носить ключи, положив их в носок или под головной убор.
Если для спасения опасно больного, совершаемого, необходимо пройти через место, оснащенное электронными датчиками, с помощью которых регулируется открывание дверей, то если задержка начала лечения не отразится негативно на спасении опасно больного, следует выждать, когда через это место будет проходить нееврей и пройти вместе с ним. Таков же закон в случае, если для того, чтобы открылась дверь, необходимо нажать кнопку электрического звонка.
Опасный больной и сопровождающие его лица при необходимости могут воспользоваться лифтом. При этом также следует по возможности максимально ограничить нарушение субботы: попросить нееврея сначала вызвать лифт, а затем отправить его на нужный этаж. Не представляется такая возможность – попросить чужого ребенка, не достигшего возраста, когда он обязан исполнять заповеди по Торе. Если нет чужого ребенка, то поручить своему. При этом ему надо сказать, чтобы он нажимал на кнопки измененным способом, например, с помощью зубочистки или ключа. Если нет детей, то лифт вызывает взрослый человек измененным способом. Если даже небольшая задержка может отрицательно отразиться на эффективности спасения, лифт вызывают обычным способом, не теряя время.
После того, как опасно больного в целях спасения доставили в субботу в больницу, сопровождающим его лицам разрешено проведать находящихся здесь родственников или знакомых, несмотря на то, что в обычной ситуации им было бы запрещено прибыть в это месте.
Пользование телефоном
Если необходимо воспользоваться телефоном, чтобы проконсультироваться со специалистом по вопросам, связанным с лечением опасно больного, вызвать для такого больного врача или транспорт для его транспортировки в больницу, следует это сделать с наименьшими нарушениями субботы, но не за счет скорости и эффективности спасения. Лучше всего попросить об этом нееврея. Если такой возможности не представляется, то попросить чужого ребенка, не достигшего возраста, когда он обязан исполнять заповеди по Торе – мальчика младше тринадцати лет или девочку, которой еще не исполнилось двенадцать лет. Если нет чужого ребенка, следует поручить своему. При этом ему надо сказать, чтобы он это сделал измененным способом, например, с помощью зубочистки или ключа. Если нет детей, взрослый звонит сам измененным способом. В случае, когда необходимо срочно оказать помощь опасно больному и если прибегнуть к одному из вышеприведенных способов, может пострадать скорость или эффективность спасения, сразу должен звонить взрослый человек, причем совершенно обычным способом.
Говорить по телефону следует только о том, что связано со спасением, но наряду с этим нет надобности слишком педантично взвешивать каждое слово. Разрешено пожелать врачу «Шабат шалом!» («Доброй субботы»), выразить ему свою признательность, вежливо попрощаться.
После того, как вызвали скорую помощь, необходимо отключить сигнал, чтобы не занимать телефонную линию и позволить другим людям при необходимости вызвать врача. Сделать это следует измененным способом, например, нажав на кнопку отключения носом или локтем.
Беспроводной телефон после разговора разрешено вернуть на подставку, где происходит замыкание электричества и подзарядка телефона, только в случае если это необходимо для обеспечения дополнительных звонков, связанных со спасением жизни. Вернуть такой телефон на подставку или положить трубку обычного телефона на место нужно измененным способом.
[1] «Шулхан Арух» и Рамо, «Орах Хаим», 288:9 и 10; 230:3; «Мишна Брура», там же, п.6; «Бэ-Цэль а-Хохма», ч.5, п.41.