Перед Песахом мы тщательно очищаем наши дома, самих себя и свою жизнь от хамца. Но что же это такое — хамец?
Одна из главных заповедей Песаха — не употреблять в пищу никакой хамец. Вот 6 фактов, которые нам необходимо о нем знать.,
1. Хамец из 5 видов зерна
Хамцом может стать любой из 5 злаков: пшеница, полба, ячмень, рожь или овес. Если любой из них смешать с водой и оставить на 18 минут или более, они приобретут статус хамца.
По идее, если с момента сбора урожая пшеницы, полбы, ячменя, ржи или овса ни разу не касались воды, то это не хамец.
Однако, если не заботиться об этом специально, практически невозможно купить какой-то продукт из этого зерна, будучи на 100 процентов уверенным, что в процессе изготовления они не контактировал с водой, ведь на стадиях сбора, хранения, обработки и упаковки зерна продукт неизбежно, так или иначе, подвергается воздействию влаги. И каждый раз, когда мы покупаем упаковку пшеничной муки, овсяных хлопьев быстрого приготовления или чего-то еще, по сути мы приобретаем хамец.
И все же это не означает, что в Песах нельзя употреблять в пищу вообще все продукты из перечисленных 5 злаков.
Если на упаковке такого продукта, например, мацы или чего-то подобного будет стоять специальный знак кошер ле-Песах — «кошерно на Песах», значит, он сделан из зерна, за которым тщательно следили на протяжении всего процесса производства, и оно хранилось в специальных пасхальных помещениях, никогда не подвергаясь воздействию влаги.
2. Запрещено не только есть хамец, но и владеть им
Одно из центральных указаний Торы о Песахе — это предписание очистить свои дома от любого вида хамца на весь праздник:
«Вы должны аннулировать хамец из ваших домов, ибо душа всякого, кто ест хамец, будет отсечена от Израиля».1
Этот отрывок напоминает о ночи перед Исходом из Египта, когда Бог повелел каждой еврейской семье, вопреки привычному, приготовить особую пищу: мацу, горькую зелень и жареного ягненка.
Каждый год мы следуем этому повелению во время Пасхального Седера, предварительно убедившись, что в наших домах, как и у наших древних еврейских предков, больше нет хамца. (То же самое касается нашей одежды, автомобилей, офисов и других владений.)
Перед началом Песаха принято продавать свой хамец неевреям, чтобы юридически в собственности не осталось ни малейшего кусочка квасного. Для удобства такие продажи обычно организационно совершают раввины крупных общин.
Проданный же хамец, который в Песах хранится дома, должен быть закрыт, чтобы его нельзя было увидеть.
3. Хамец и гордыня
Пасхальная Агада называет мацу лехем они – «хлеб бедности». В еврейской идеологии она символизирует смирение и самодисциплину, приверженность к ценностям и целям еврейского народа, которые, безусловно, выше наших индивидуальных.
Великий еврейский мудрец 12 века Рамбан предписал, совершая уборку в домах, уничтожать также весь хамец и «в наших умах», пользуясь уникальной возможностью, которую дает Песах. То есть необходимо провести честный самоанализ и сразу же приступить к исправлению своих негативных качеств.
Несмотря на то, что хамец содержит те же ингредиенты, что и маца (зерно и воду), изделия из хамца проходят процесс заквашивания: они наполняются воздухом и часто содержат дополнительные компоненты. Это символизирует человеческую гордость.
В Песах же мы призваны работать над преодолением своего эго, возвращась к пониманию истинной сущности того, кто мы есть.
4. Вечером в наканун Песаха мы специальным образом проверяем, не остался ли дома хамец
В канун Песаха, когда уже темнеет или несколько позже (к этому моменту уборка дома уже должна быть завершена), принято обыскивать свои дома со свечой в руках.
Предполагая, что дом уже совершенно очищен, специально раскладывают в 10 местах дома (на фольге) по маленькому кусочку хлеба или печенья, а затем ищут их, используя свечу, перо, деревянную ложку или совочек (можно даже бумажный) и пакет, чтобы поместить в него то, что будет собрано. Перед началом поиска и по его окончании произносят специальные слова. Это старая традиция, к тому же она веселая.
На следующее утро пакет с хамцом сжигается. Но есть мнение, что хамец в пакете достаточно просто залить каким-нибудь химическим средством и выбросить.
5. Любой хамец, который мы упустили (не уничтожили и не продали), становится как прах, его только выбрасывают
Совершая процедуру избавления от хамца, принято категорически отказаться от тех его частей, которые мы могли не заметить при уборке дома или забыли продать. Традиционная формула, которая при этом произносится, звучит следующим образом:
«Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, – да будут они аннулированы и никому не принадлежат, как прах земной».
6. Запрет на хамец не истекает сразу по окончанию Песаха
Когда Песах заканчивается, нам снова разрешается есть квасное и владеть им.
Однако очень важно следующее: тот хамец, который был продан нееврею, возвращается в наше владение лишь через какое-то время после исхода праздника (примерно через час), а не сразу (конкретное время уточните у раввина, через которого продавали свой хамец). Соответственно, пока с юридической точки зрения хамец находится во владении другого человека, мы не имеем права его использовать.
Кроме того, если в течение первых нескольких недель после Песаха вы планируете покупать у еврея продукты, содержащие зерновые, стоит уточнить, соблюдающий ли это человек. Ведь если он не продал принадлежащий ему хамец на период Песаха, а необходимый вам продукт был произведен до праздника, его приобретение запрещено.
В связи с наступающим праздником я желаю вам устранить из своей жизни весь хамец — как физически, в ваших домах, так и духовно, в ваших сердцах и мыслях.
Счастливого и кошерного Песаха!
Сноски
- Шмот,12:15.