«И стоять будут сыны Израиля каждый станом своим и каждый при знамени своем по воинствам своим» (Бемидбар, 1:52).
Мы уже писали о том, что у каждого человека есть своя особенность, свои склонности, свой ход мыслей, свой характер. Корень специфики человеческого характера заключается в специфике его души. В каббалистических книгах сказано, что душа каждого человека отличается от душ других. Эта специфика душ называется словом мазаль. Это слово иногда означает «созвездие», однако более глубокое понимание слова мазаль – в его происхождении от слова нозель (буквально – истекающий). То есть мазаль – это то, что истекает из высших миров, то, что человек получает свыше.
В Талмуде (Шаббат, 156а) сказано: «Тот, кто родился под планетой Маадим (Марс), будет проливать кровь» (корень слова «маадим» – «адом», красный). Т.е. в характере этого человека будет склонность к кровопролитию. Рав Аши говорит о таком человеке, что он будет моэлем (делать обрезание), или резником (заниматься кошерным убоем скота), или убийцей. Объясняет Виленский Гаон (в комментарии на Мишлей, 26:2): рав Аши сообщает нам, что, хотя не во власти человека полностью изменить свой характер, ему дан выбор — как использовать свой характер. Он может стать праведником и выполнять заповедь, будучи моэлем, может быть обычным, средним человеком, работая резником, а может стать преступником.
Отсюда можно вывести важный принцип воспитания: поскольку характер человека — данность и изменить его полностью невозможно, цель воспитания — не изменить характер, а повести воспитанника правильным путём, соответствующим его характеру и его склонностям.
Этот принцип преподал нам царь Шломо в книге Мишлей (22:6): «Наставляй юношу согласно пути его, и он не уклонится от него, когда состарится». Объясняет Виленский Гаон: ребенка следует воспитывать в соответствии с его характером («путь его»). Если его поведут тем путем, который ему подходит, он и в старости не сойдет с этого пути. Если же заставлять его изменить свою природу, свой характер, он, может быть, в данный момент и послушается — из страха. Но позже, когда «его шея освободится от ярма», обязательно сойдет с этого пути, потому что он не может переломить свою природу.