Мусар – ( ивр. מוסר, буквально «мораль») — понятие этического, нравственного самоусовершенствования в иудаизме, которое означает внутреннюю работу человека над самим собой, исправление своих дурных качеств, зарождение и укрепление в его сердце любви кo Всевышнему и трепета перед Ним.
Этимология
Слово мусар (מוסר) однокоренное слову йисурим (ייסורים), что означает «страдания». Основная цель мусара заключается в том, чтобы не позволять человеку плыть по течению его природных влечений и желаний, а постоянно наблюдать за собой, обуздывая свои минутные, стихийные вожделения и постоянно направляя себя на верный путь. И в этом заключается корень самоусовершенствования, как пишет Хазон Иш: «В корне всех свойств… мы находим только один источник добра и один источник зла. И этот источник зла — забрасывание на произвол судьбы самого себя … А источник добра — это искреннее намерение и согласие поставить моральное чувство и побуждение выше всего того, что приходит со стороны вожделений, — и с этой исходной позиции человек ведет войну против всех своих дурных качеств, вместе взятых». А Виленский Гаон пишет в послании домочадцам: «ежедневно человек должен терзать себя, но не постами и телесными муками, а обузданием своего рта и своих вожделений».
Книги по мусару
На протяжении многих веков было написано немало чудесных книг, посвященных мусару. Наиболее важные среди них: Менорат а-маор (рабби Ицхак Абухаб), Ховот а-левавот (рабби Бахье бен Йосеф ибн Пкуда), Месилат Йешарим (рав Моше Хаим Луццато — РАМХАЛЬ), Шаарей Тшува( рабейну Иона Гиронди) и Орхот а-цадиким (Хафец Хаим).
Обязанность изучать мусар
В книге Маасе рав приводятся слова Виленского Гаона о том, что каждый день нужно по несколько раз читать книги по мусару. А Хафец Хаим устанавливает, что изучение книг по мусару есть ежедневная обязанность каждого человека — Мишна Брура (1, 12).