«Поэтому говорят рассказчики притч: пойдем в Хешбон!»
Бемидбар (21:27)
В Сефер Харедим (35:30) приводится от имени Зоара комментарий к этой фразе. Там говорится об обязанности человека заниматься самоанализом вечером перед отходом ко сну. Нужно просмотреть, как прошел день, и если были совершены какие-то грехи – исповедаться в них и совершить тшуву. Пусть человек поразмыслит, как ему улучшить свой путь на будущее и как избежать препятствий, о которые он споткнулся в этот раз.
У каждого человека и у каждой семьи есть разные, непохожие друг на друга испытания. Один сталкивается с экономическими трудностями, а другой – в воспитании детей. Один вынужден много времени тратить на проблемы со здоровьем, тогда как у другого вся энергия уходит на иные занятия.
Всегда, когда слышишь об испытании, которому подвергся кто-то другой, очень легко сказать: «Да, это испытание, и нужно его выдержать». Но когда беда приходит к тебе самому, не всегда удается выстоять перед ней. И это несмотря на то, что силы для этого, несомненно, даны каждому, поскольку Всевышний не насмехается над Своими творениями и не ставит никого перед испытанием, которого тот не может выдержать.
Одно из серьезных испытаний для родителей – когда у них рождается ребенок с синдромом Дауна. Впрочем, хотя вначале возникает шок, и проигнорировать его трудно, многие родители принимают ситуацию с верой судьба постановлена им Свыше, значит, им хватит сил выдержать это суровое испытание. Они не стыдятся своего ребенка, ходят с ним на прогулки, водят его в синагогу и делают все возможное, чтобы усвоить самим и показать другим, что в нем живет чистая и святая душа, пришедшая в этот мир исправить определенные недостатки. А значит, здорово и прекрасно, что мы – те самые родители, которым выпала честь помогать этой душе и вести ее к исправлению.
Расскажем в дополнение то, что поможет нам понять, насколько важны такие души.
Однажды к Мааралю из Праги пришел вопрос о курице. Он увидел, что курица кашерна, но вместо того, чтобы, как обычно, дать ясный и четкий ответ, он указал спрашивающему пойти в некий дом, в котором живет глухой и немой ребенок и задать ему этот вопрос. Это выглядело совершенно поразительно, но поскольку эти слова были произнесены ни кем иным, как святым Мааралем, решили поступить, как он сказал.
Ребенку было девять лет, и во всем городе знали, что за всю жизнь он рта не открыл, чтобы произнести что- либо, и ни разу не слышал ни единого слова. Но в этот раз он выслушал вопрос, осмотрел курицу и проговорил всего лишь одно слово: «Кашерна», после чего его душа тотчас отлетела на небо…
Этот странный случай стал известен по всей округе, и Маараля попросили объяснить, в чем тут дело. В прошлом своем воплощении этот ребенок был учителем,
знатоком Торы и праведником, который токовал ее законы. Все свои дни он занимался преподаванием и распространением Торы. И когда после смерти он попал в мир истины, на Небесах решили, что его следует отправить в рай. Но в тот момент явился обвинитель с серьезным аргументом.
Однажды накануне шаббата незадолго до заката солнца к этому праведнику пришла вдова с курицей, а он из-за нехватки времени не рассмотрел ее, как следует, и постановил, что это трефа (запрещенная в пищу). На самом деле он ошибся, а у вдовы другой курицы не было, и в шаббат ей нечего было есть. Из- за этого, несмотря на его совершенную праведность, на небесном суде постановили, что он должен еще раз спуститься в наш мир. Рав содрогнулся и затрепетал, сказав перед судом, что боится возвращаться в материальный мир и вновь подвергаться его испытаниям – вдруг на сей раз он не сможет сохранить праведность? Его доводы, – рассказывал Маараль, – были услышаны, и суд решил, что для искупления страданий, причиненных вдове, праведник снова спустится в мир, но будет глухим и немым, чтобы не мог согрешить. Когда ему зададут вопрос о курице, и он ответит, что она кашерна, его задача будет выполнена, и он сразу же отправится в рай.