Давайте начнём с интересной загадки из Торы: некоторые мицвот мы выполняем, когда что-то едим (например, мацу на Песах), другие — мы храним в чистоте помыслов (например, в изучении Торы), какие-то мицвот мы выполняем, произнося их вслух (например, Шма), а некоторые заповеди — воспринимаем ухом (например, слушаем трубление шофара в Рош ѓа-Шана). Но есть такие мицвот, исполняя которые, мы как бы погружаемся в атмосферу заповеди, то есть, это такая заповедь, которая охватывает и забирает нас полностью, и все телесное целиком находится в ее владении и духе. Постарайтесь угадать, что это за мицва, перед тем, как продолжить читать статью…
Четыре вида «погружения»
Вот четыре мицвот, требующих полного «погружения» в них тела:
- Сукка — в праздник Суккот мы исполняем мицву, живя в сукке.
- Миква — в нужное время мы погружаемся в очищающие воды миквы.
- Эрец Исраэль — мицва, предполагающая необходимость физически находиться и жить на Земле Израиля.
Вот при каких обстоятельствах мы совершаем такую мицву, полностью «погружаясь» в атмосферу и таинство заповеди. А что же четвёртая мицва? А это шабат!
При наступлении шабата мы погружаемся в иное измерение, в соразмерность времени. В этом смысле шабат совсем не похож на мицвот, связанные со святостью места. В отличие от Священного места, которое мы должны посетить, шабат — это святость, сама навещающая нас неделю за неделей. И если мы можем находиться вне сукки или вне Эрец-Исраэль, то шабат непрестанно приходит к нам, преодолевая границы Вселенной. Это повсеместно существующий, всемирно бесплатный отпуск. И для него не нужны турагенты.
Священная действительность
Что такое «святость» по своей сути?
На иврите, слово «кдуша» восходит к значению «разделять» и «различать». Мы совершаем кидуш вечером в пятницу для того, чтобы отделить шабат от рабочей недели. А слово «кидушин», означающее бракосочетание, именуется именно так, потому что новобрачные отделяют себя нынешних от прежних решением освятить узами уникального статуса, оказавшись визави в целом мире. И жених под хупой, перед тем как надеть кольцо невесте, говорит ей «вот этим кольцом ты посвящаешься (мекудешет) мне (становишься запрещенной для всех других и предназначаешься мне — Тосафот Кидушин 2 б, Бейт Шмуэль 27:4) по закону Моше и Израиля …»
Неважно, какую форму принимает на себя святость, — это едва ли не метафизическая действительность, которую ощущают наши души. Несколько лет назад я вернулся в Израиль из двухмесячного путешествия по Америке. Я прилетел в Эрец-Исраэль в среду, и, придя в себя через несколько минут после перелёта, увидел, как кто-то взял ручку и начал что-то писать. Инстинктивно я напрягся и замер: «Но мы же не пишем в шабат»! И в ту же минуту «вернулся на землю», сказав себе: сегодня среда.
Оказавшись в замешательстве, я осознал, что, вернувшись в Израиль, остро почувствовал приближение святости — и, в подсознании, связал свои ощущения с ожиданием и ощущением шабата. Форма может быть разной, но суть — одна. Израиль — это пребывание и присутствие Святости на земле (некая вселенская «постоянно присущая» святость), и тогда шабат — святость во времени (или временная святость).
Шабат и Мишкан
В начале недельной главы (парашат шавуа) Моше собирает («ваякѓель») еврейский народ, всю общину вместе и произносит в ее присутствии следующее:
«Шесть дней можно делать работу, в день же седьмой да будет освящение полнейшего покоя Г-споду; всякий, производящий в оный работу, предан будет смерти. Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Шмот 35:2-3).
И хотя на самом деле остаётся ещё сто с лишним стихов в этой параше, подробно описывающей будущее строительство Мишкана, тем не менее, с самого начала Всевышний призывает нас к соблюдению шабата. Немедленно поступайте так, и далее Тора описывает работу, необходимую для строительства Святилища — единственного священнейшего места в иудаизме.
Почему Тора тесно соединяет строительство Мишкана с соблюдением мицвы помнить и хранить — шабат?
Потому что Мишкан и Шабат — неотделимы. Они оба выходят за пределы любых бытовых измерений. В годы 2000-летнего изгнания еврейского народа из Эрец-Исраэль, с последующим разрушением Святого Храма, шабат оставался нашей святыней — местом покоя и восстановления утраченной стабильности в мире («Шабат – не только „вечный союз“ между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, он служит залогом улучшения мира, в том числе и для детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает шабат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Йешаяѓу 56:7), этот общечеловеческий аспект делает шабат в определенной мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет»). И даже среди противников Торы и её ценностей вынуждены признать «Не столько евреи хранили заповедь верности шабату, сколько шабат хранил евреев».
Микромир творения
Связь между Шабатом и Храмом намного глубже, чем мы можем себе представить. В предыдущих стихах Тора запрещает делать виды работ, именуемые «млахот». Здесь кроется какая-то загадка, ибо, кроме разжигания огня, нигде в Торе не упоминается такое определение работы — млаха.
Представьте, Моше спускается с горы Синай и сообщает народу повеление Создателя — не совершать млаха под страхом смерти. Первое, о чём я хотел бы вам рассказать, что такое млаха?
Талмуд (Шабат 73а) поясняет: Тора ставит рядом понятия Шабат и Мишкан, чтобы показать нам, что те виды работ, которые применялись для строительства Мишкана, запрещены в шабат; так как в эту сферу работ входит и приготовление пищи, то в шабат мы не готовим еду.
Случайно? Вряд ли! Каббалисты поясняют такую связь следующим образом:
Так как Б-г сотворил мир за шесть дней и покоился на седьмой, то в стремлении подражать Творцу, мы также должны освобождаться от работ в шабат. Вы хотите знать, как Б-г покоился в седьмой день, но сначала представим, что именно Творец делал в первые шесть дней.
Ключ к пониманию Мишкана в том, что Мишкан — это микромир Вселенной, сгусток чистой энергии, образец и источник материального мира. Бецалель, главный зодчий и строитель Мишкана, хорошо понимал план-проект созидания переносного Святилища только потому, что ему был открыт код Творения. Шатер Откровения является моделью Вселенной, а Бецалель знал и понимал эту тайну. Отсюда и значение его имени: имя «Бецалель» означает — «в тени Всевышнего».
Поэтому, в микромире творения — работе, выполняемой в строительстве Мишкана, — представлена параллель всему, чем занимался Творец во время созидания и «строительства» мира. Коль скоро в Мишкане применялась письменность, то, подражая Б-гу, мы не пишем в шабат.
Запрещённая в шабат работа — млаха — отличается от светского, обыденного понимания слова «работа». В шабат мы не избегаем «напряжённости» и каких-либо физических «усилий», — в святой день мы воздерживаемся от «созидательной» работы. Например, разрешено в Шабат перетаскивать тяжёлые коробки из подвала на чердак, но запрещено зажигать спичку. Двигая и перемещая коробки, мы ничего не созидаем, но, разжигая огонь — непременно.
Мир и гармония
Влияние шабата безгранично. В шабат мы прекращаем созидательную деятельность: мы больше не обязаны соревноваться с миром вокруг нас.
Тора намеренно использует «разжигание огня» как единственный пример млахи, ибо он заключает в себе разделяющую, воспламеняющую энергию, а в шабат нужно опасаться её создавать. Мы находимся в гармонии с миром, а не только вершим в нём свою волю. Мы не водим машину, наши животные не работают, мы не срываем даже травинку.
В шабат все мы — цари. В этот день у нас есть преимущество воспользоваться особой силой субботы, чтобы сосредоточиться на духовных целях, которые мы стремимся достичь через молитву, изучение Торы, праздничную трапезу и время, проведённое в кругу близких и друзей. Вот почему наша параша называется «ваякѓель»: это название подразумевает единство, общность. Один день в неделю — вне конкуренции. В нём разливается святость, подобно тому, как воды реки выходят из берегов и заполняют все окружающую долину.
Возьмём тайм-аут
Шабат даёт мир не только общине, но и каждому человеку лично. Шесть дней в неделю каждый из нас заперт в темнице телефонных звонков, пейджеров, отправки электронных сообщений, факсов и т. д. Шабат — это возможность освободиться от бремени суеты и сбросить оковы непосильно тяжёлых кандалов будней.
Много лет назад я брал интервью у знаменитой рок-звезды на самом пике его карьеры. (Простите, но без имён!) «Скажите мне», — спросил я его, — «что самое ценное есть у рок-звёзд? Слава? Деньги? Мировое турне?»
Он задумался на минуту, а затем ответил: «Самое великое в каждом фрагменте жизни рок-звезды — это возможность каждую ночь стоять на сцене».
«Образно, впечатляюще», — подумал я, но вслух спросил: «Скажите, а в том, когда вы стоите на сцене каждую ночь, что самое притягательное для вас? Слышать рукоплескания толпы? Оглушительную музыку? Или ослепляющий свет прожекторов? А, может быть, это невероятная атмосфера?»
Он посмотрел на меня и со всей искренностью ответил: «Самое лучшее в это мгновение, — это то, что меня никто не достаёт по телефону».
И это человек, у которого есть всё — деньги, слава, уважение. Но прежде всего иного, что ему бы хотелось — он желает оторваться от внешнего мира и сделать перерыв.
Шабат для еврея — это тот самый желанный перерыв, тайм-аут. Он даёт нам возможность не отказываться от мира, с присущей ему работой, но и не зависеть от него. Шабат — это баланс сил, обеспечивающий наше будущее на всю последующую неделю и на всю оставшуюся жизнь. Как шесть граней куба имеют такую форму, благодаря его крепкому центру, так и шесть рабочих дней уравновешиваются шабатом, его крепким внутренним стержнем.
Осуществляя искупление
Шабат держит в своих руках ключ к еврейскому будущему. Мудрецы, благословенна их память, объясняли, что если бы все евреи провели два шабата подряд в соответствии с законами Торы, немедленно пришло бы Избавление. Талмуд (Шабат 118b) говорит: «Если бы все евреи до единого соблюли всего лишь два Шабата как следует, то Искупление (Геула) не заставило бы себя долго ждать». Шабат, соблюдаемый в уединении, безусловно, стремится к возвышению духовности, но это не тот шабат, который нужен для Искупления.
Почему так важно соблюдать два Шабата должным образом? Почему не достаточно одного?
Наши мудрецы разъясняли, что шабат оказывает воздействие на следующую за ним неделю, а сама неделя, в свою очередь, влияет на завершающий ее шабат. Таким образом, два шабата связаны и взаимно влияют друг на друга через соединяющую их неделю. Отсюда следует, что одному, полностью соблюдённому шабату, будет не хватать влияния шести предшествующих будних дней. Значит, необходимо соблюсти еще один шабат, чтобы получить один совершенный шабат в соответствии с «шесть дней работай», а после этого «в седьмой день отдыхай».
Второй Шабат, наступающий в конце недели, больше похож на верхушку духовного айсберга, чем сам айсберг. Под его видимой вершиной прячется предшествующая шабату вся шестидневная рабочая неделя. Соблюдение такого шабата приводит нас к Искуплению. Это и есть подлинный шабат недели и мира, возвышающего духовность: Нужно, чтобы не только единственный раз шабат смог «пролиться» в неделю, возвышая все наши поступки и мысли.
(Заметим в скобках, что первому шабату, соблюдённому евреями в пустыне после выхода из Египта, не предшествовало влияние будних дней. Отсюда ясно, что тот первый шабат не был совершенным. Это рассуждение помогает нам понять, почему о том шабате не написано «день седьмой» в полной форме написания (Шмот 16:30), как о других шабатах, ибо ему не предшествовало влияние шести будних дней).
Шабат — это не конец нашей недели, а, скорее, центр и источник энергии.
Ты же говори сынам Исраэйлевым так: однако субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, чтобы знали, что Я Г-сподь, освящающий вас. (Ки Тиса 31:13)
Что значит «в роды ваши», для своих поколений? Человек обязан соблюдать субботу так, чтобы его дети тоже хотели соблюдать субботу. «И пусть соблюдают сыны Израиля субботу, чтобы сделать субботу для своих поколений заветом вечным» (Шмот, 31:16).
Таков величайший и непоколебимый мир, которого так жаждет наш народ.
В пятницу с заходом солнца, выделите минутку и поступите таким образом: со всей силой зажмите кулак на 60 секунд. А затем разожмите. Вот, мой друг, это и есть Шабат.
Шабат Шалом, рав Шрага Симмонс