(К комментариям Ор А-Хаим, Рамбана и Альшиха на «ШМА ИСРАЭЛЬ…»)
Трагические события того субботнего праздничного утра… Начало войны – конец эпохи… Лозунг которой десятилетиями – «Леолам ло – никогда больше!» – не повторится происходившее в проклятые годы Катастрофы! Не бывать погромам и резне! И если гибнут солдаты, то с оружием в руках, – не как в тогда…
Леолам… ведь сегодня есть ЦАХАЛЬ… И вот, трагическим тем утром – более тысячи погибших… И сотни чудом выживших – в домах и под машинами, во всех возможных для укрытия углах… Дрожащих за ненадежной тонкой дверью и с ужасом наблюдающих, как расхаживают под окнами, рыщут взглядом по сторонам эти звери… И все – о том же вопрошают: «Где ЦАХАЛЬ??? Где же ЦАХАЛЬ???»
При всем величайшем уважении к воинам нашей еврейской армии, тем, кто несет тяготы военной службы, рискует жизнью и проливает кровь, – и как волнуются за них родные! И мы склоняемся перед памятью павших в боях во всех войнах…
И вот – пронзил сознание вдруг ясный факт – что не все в человеческих силах, не все превозмогут героизм и оружие… Что-то должно прийти с Небес…
Точка опоры у вечного народа есть: нуждаемся в спасении с Небес – не меньше, чем во все прошлые эпохи!
Много чего здесь бы сказать, – но мы сосредоточимся на одном. Больше тысячи евреев гибнут за одно утро, – и тысячелетиями умирает еврей в бою, в погромах или мирно на своей постели, – со словами: Шма, Исраэль на устах…
Первая строчка этой нашей ежедневной молитвы – наверное, самая известная из всей Торы, Письменной и Устной… Из первых слов, входящих в уши еврейского ребенка при обращении к нему и им произносимых, – и с ними еврей уходит из мира. Шесть слов из Торы – символ нашей еврейской веры:
«СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ! Г-СПОДЬ (Превечный) – Б-Г НАШ, Г-СПОДЬ ЭХАД – ОДИН (или): ЕДИН!» (Дварим, 6:4).
(Несомненно, в слове ЭХАД подразумевается как «Единственность» Его, – то, что нет подобного Ему ни в чем, что может быть о Нем сказано, – так и «Единство» Его – цельность и нераздельность, при абсолютном совершенстве – бесконечности во всем, будь то всесилие, превечность, благость, и также все остальное, что может быть о нем сказано. И мы пишем здесь эти слова с большой буквы, – ибо все это отличает и выделяет Его среди всех сущностей и понятий, доступных в некоторой мере нашему плотскому разуму).
ЭХАД – «Один» – декларация монотеизма. Прозвучавшая более трех тысяч лет назад в мире язычества… И хотя сегодня есть в мире еще две мировые религии, возникшие под мощным влиянием еврейского вероучения и декларирующие себя как монотеистические, с миллиардами последователей, – и обе внесли огромный вклад в ход мировой истории, – иудаизм, Тора, наше вероучение еврейское, осталось единственным аутентичным и адекватным – истинно монотеистическим, тогда как две остальные веры восприняли идею монотеизма с грубыми искажениями, каждая на свой лад. Ибо в чистом виде идея монотеизма непосильной была и по сей день остается для других народов – не из потомства великих праотцов и не стоявших у горы Синай. (За исключением людей, вливающихся в еврейский народ поодиночке, начинающих жить одной с ним жизнью и нередко достигающих больших высот, людей особых – праведных прозелитов).
И вот – казалось бы – что может быть непонятным, какие могут быть вопросы к этим шести словам, с которыми мы так сжились, естественными для нас как дыхание, – с которыми, как в Торе дальше сказано, мы встаем и ложимся?
1. Но если не скользить привычно взглядом по этим словам, проговаривая их заученно, а попытаться проникнуть в суть… Понять, почему сказали мудрецы, что «как только ребенок научается говорить, отец обучает его Торе и чтению Шма» (Сукка, 42а), – быть может, пробудится тогда жажда увидеть новое в давно знакомом… И не миновать здесь нам по меньшей мере четырех вопросов.
Первый: почему четырехбуквенное имя – «Превечный» – повторяется дважды? В Торе нет лишних слов, – так почему не сказано: «Г-сподь – Б-г наш – Один (Един)»?
Второй: почему сначала сказано, что Он – «Б-г наш», а потом – что Он «Един»? Казалось бы, естественнее было бы наоборот: «Един», (и потому) – «наш Б-г» (и мы должны Ему служить и слушаться Его)! То есть – надо было бы поставить причину прежде следствия.
Третий: если уж сказано по каким-то причинам сначала «Б-г наш», то зачем добавлять к этому, что Он – Един? «Наш» – и как уже сказано, этого достаточно для того, чтобы мы должны были Ему служить и слушаться Его, – ведь разве послушанием не исчерпывается наш долг перед Ним, какова бы ни была причина этого долга? (Можно вспомнить сказанное у Раши на самый первый стих Торы: «Сказал раби Ицхак: следовало начать Тору со стиха «Этот месяц для вас»» – первой заповеди, данной еврейскому народу). И даже если это так важно, что Он Один, – почему об этом надо говорить тут же, в том же стихе?
И четвертый: почему здесь «Б-г наш» – в первом лице? Как правило, Моше обращается к Израилю в Торе во втором лице, на «ты» – к каждому отдельно, или на «вы» – ко всем вместе, от имени Всевышнего; и только здесь – в первом лице. Хотя понятие и слово «Б-г наш» не было новым для сынов Израиля, – впервые мы видим его в Торе, когда Всевышний повелевает Моше: «И пойдешь ты и старейшины Израиля к царю египетскому, и скажете ему: Г-сподь, Б-г Иврим, явился нам, и теперь – следует нам пойти на три дня пути в пустыню и принести жертвы Г-споду, Б-гу нашему» (Шмот, 3:18).
2. И что по этим четырем вопросам мы можем найти у комментаторов? Не претендуя, разумеется, на полноту нашего крайне краткого обзора, – обратимся к наиболее известным.
2.1. Говорит Ор А-Хаим – по первому вопросу: о двух маалот должен услышать Израиль в тех шести словах, – о двух сторонах величия Творца. Первая – то, что «Он – Б-г наш», а вторая – то, что «Он – Один (Един)». Однако две стороны эти, обе, несомненно чрезвычайно важные, – представлены здесь без всякой связи, отдельно и друг от друга, независимо…
2.2. На наш второй и четвертый вопросы Раши и другие отвечают так: «Сегодня «Г-сподь – наш Б-г» (поэтому обращение в первом лице, – то есть Моше включает здесь себя в еврейский народ; но почему же только здесь?) А в грядущем Он – «Б-г Единый» всех народов», – как мы говорим в конце молитвы Алейну лешабеах: «И будет в тот день Г-сподь Един и имя Его Едино» (Зехария, 14:9). По Раши – порядок естественный: будущее после настоящего; и нет сомнения, что в приближении всего мира к Творцу – цель служения народа Израиля. Но объяснение это, при всей его истинности и важности, оставляет вопросы и отнюдь не закрывает тему, – как мы сказали уже выше, есть все-таки очень серьезная и веская причина, чтобы было написано в Торе в обратном порядке: «Един», (и потому Он) – «наш Б-г», – поставить причину прежде следствия… и что же здесь решает в конечном счете, что перевешивает?
2.3. А вот как, напрямую, обращается к нашему четвертому вопросу Рамбан:
Должно тебе обратить внимание на то, что здесь сказано особенным образом – «Б-г наш», тогда как во всех других случаях написано: «Б-г твой». Например: «Слушай, Израиль! Ты переходишь ныне через Ярден, чтобы пойти овладеть народами, более многочисленными и сильными, чем ты… Знай же ныне, что Г-сподь, Б-г твой, Он идет пред тобою, как огонь пожирающий» (Дварим 9:1-3); и также: «Слушай, Исраэйль! Вы приступаете ныне к сражению с врагами вашими; да не ослабеет сердце ваше… Ибо Г-сподь, Б-г ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас…» (там,20:3-4). И везде, обращаясь к сынам Израиля, Моше говорит: «Б-г ваш» или «Б-г твой». И здесь далее (сразу после «Г-сподь один») тоже сказано: «Возлюби Г-спода, Б-га твоего…» Однако (перед тем, как) сказать (в данном стихе) о Единстве Всевышнего – «Г-сподь Один», – Моше произнес именно «Б-г наш», – ведь Всевышний совершил через Моше великие и грозные чудеса, прославив Свое Имя.
Но у Рамбана не сказано прямо, что значит у Моше «наш», – кто же здесь «мы»? И почему только здесь говорит Моше «наш»? И если «наш» означает «Б-г нашего народа», к которому Моше и себя относит, – то почему сказано, что совершил Он «великие и грозные чудеса» – «прославляя Свое имя», а не «выводя нас из Египта»?
2.4. И вот – пишет р. Бхайе на этот наш стих: «И то, что сказал (Моше): «Б-г наш» и не сказал: «Б-г твой (или ваш)»… как всюду, где он говорит с Израилем… – это потому, что хотел Моше ввести себя в Единство» (о котором идет речь в конце стиха).
«Ввести себя в единство со Всевышним»… Поставить себя над народом? Что это значит – в устах «скромнейшего из людей», как свидетельствует о нем Тора? А когда он говорит «Б-г твой (или ваш)», он не в единстве с Ним? Обратимся к этому далее.
3. Вдумаемся как следует в эти объяснения – сначала в связи с двумя первыми нашими вопросами. По Ор А-Хаиму, двойное упоминание Имени – это «две стороны величия Творца». И они действительно отдельные – если для каждой есть основания, как мы увидим, поставить ее сразу после «Слушай Израиль», – на первом месте.
3.1. И вот – как представляется, есть серьезные основания поставить, вопреки тому, к чему мы так привычны, вначале АШЕМ – ЭХАД, – Единство Его, и только после этого – «Б-г наш». Ведь насколько больше и сильнее чудо, связанное с Единством сотворение мира (поскольку Он, Творец, создал абсолютно все), – то есть чудо выведения из полного небытия, – насколько оно больше и сильнее всех других чудес возможных! Даже чудес исхода из Египта и перехода через море, – то есть выведения из бытия в бытие, – из того, что уже было, в бытие иное, пусть и лучшее, – из рабства на свободу… И не только в этом месте, после «Слушай, Израиль», – но, как кажется, и в первом речении у горы Синай следовало бы сказать не «Я – Б-г твой, Который вывел тебя из Египта» (Шмот, 20:1), а «…Который сотворил небо и землю», – а значит, и тебя на ней, – что называется еш-ме-айн, «нечто из полного ничто»… «Небытие, ничто» ведь – яма, пропасть экзистенциальная, гораздо глубже, чем любое рабство… Из рабства может вывести, – в другом месте и в другое время, и другой народ, – и человек, царь или герой, это не так сложно себе представить… Но из небытия???
И потому именно в том, что Он Един, – великая и истинная причина нам Ему слушали и чтобы Он был нам Б-гом, – и что может с ней сравниться?! И причине такой – подобает быть впереди следствия!
3.2. Ну, а что можно сказать в пользу того, чтобы все-таки оставить на первом месте «Б-г наш», как это мы видим в Торе и повторяем в молитвах наших каждый день?
Да то, что шесть слов этих, как мы их видим в Торе, – к Израилю обращены, – и ни к кому другому! «Г-сподь – Б-г наш» – истина без всяких объяснений, которую ребенок в этом народе получал до Египта еще – со времен наших святых праотцов! Получал и получает без усилий своего ума, в придачу к ласкам матери и зубам своим молочным, – в числе первых осознанно воспринятых им слов! Без всяких условий и мудрствований, когда интеллект его еще не в силах что-либо осилить, понять причину истинную: «Он – Един!», – постижение, которое приходит постепенно, постепенно, после… И представители сынов Израиля, Моше и Аарон, говорили уже в лицо фараону: «Б-г Иврим явился нам; уйдем же на три дня пути в пустыню и принесем жертву Г-споду, Б-гу нашему» (Шмот, 5:3). И в сознании еврейском, в заслугу праотцов, они уже не чужды – а соединились воедино, срослись эти понятия: «Б-г-Творец» и «наш»!
3.3. Но… чтобы народ весь, как единое целое, мог это принять великую истину этих шести слов не на уровне привычного с детства, а на совсем другом. Который требуется, чтобы с признанием интеллектуальным «Б-г наш» пришла готовность осуществлять то, что из этого следует, повсеместно и всякий час на деле – исполнением воли Его… И все это – без непременного гигантского интеллектуального усилия к познанию трудноуловимого для людского разума «Един», к которому способны были лишь единицы легендарные – как наши праотцы… В то время как народ – общность людей столь разных, как четыре вида растений праздника Суккот, – ибо если к подвигу интеллектуальному способны единицы, то к страданию – способны все; и вот – пришлось провести народ этот путем – более коротким интеллектуально, но длинным и мучительным физически – сквозь железное горнило египетского рабства, физического и духовного. И через созерцание чудес – в земле Египетской и на море, как свидетельство власти Его над всеми силами природы… Затем был ман, колодец Мирьям и другие чудеса в безжизненной пустыне; все они, по одному и вместе, – свидетельства Его единства… И было все то «пробуждением сверху» – точнее, началом его; и лишь после, у горы Синай – народ тот слышит первое из десяти речений: «Я – Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства!» (Шмот, 20:1). И речение это – декларация первой стороны (первая маала по Ор А-Хаим) в шести словах «Слушай, Израиль и т. д.».
А к Единству Всевышнего обращено уже второе речение, в особом, обязывающем выведенный народ аспекте: «Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня» (Шмот, 20:3); «не будет» потому, что «Он – Один» (и Един).
И Мидраш Раба Дварим (31), действительно, связывает это речение со Шма, Исраэль, – «Слушай, Израиль»: «Откуда мы видим, что удостоился Израиль читать Шма? Сказал раби Пинхас бар Хама: из дарования Торы… Каким образом? Ни с чего другого не начал Святой благословенный (речение Свое) на Синае, но только: «Слушай, Израиль! Я – Г-сподь, Б-г твой» (и далее, там – «Который вывел…»), – и ответили ему все: «Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь Один!»». Здесь, в мидраше, вывод из Египта утверждается как причина того, что «Г-сподь – Б-г твой»; а Единство упомянуто вслед за тем в ответе сынов Израиля.
3.4. То есть – дело здесь не в величине и силе чуда, а в другом! В способности «принимающей стороны», то есть народа, – воспринять…
Воспринять и сердцем, чувством живым, и разумом – величие чуда и силу его… И если чудо большое слишком велико и за границей восприятия, – то станет меньшее чудо – ступенькой к большему! Ступенькой к осознанию, принятию Единства…
И в книге Шмот – у горы Синай сыны Израиля видят и восходят лишь на первую ступень: «…Который вывел…», и потому Он – «Б-г наш»; а уже в книге Дварим – поднимутся с первой, с напоминания: «Г-сподь – Б-г наш», – прыжком на высшую, вторую: «Г-сподь – Один!»
3.5. И теперь познает Творца народ как бы заново – не с молоком матери, а с Небес – при трубном звуке и во слух всего народа: «Я – Г-сподь, Б-г твой», – гласом Б-жественным, и во втором лице, – лично каждому. И было это для них маке бе-патиш – «завершающим ударом молота» в «пробуждении сверху», – которое началось с первыми чудесами в Египте, и продолжилось на море, а после – колодцем и маном, и всеми чудесами в пустыне бесплодной, – навстречу принятию Всевышнего как Б-га у горы Синай. Итак, не сразу дано им разумение «Един», – а прежде была на Синае первая ступень: «Который вывел…»
4. Ибо как же это не просто – восприятие ЭХАД – Один, Един! И все дело в том, что мы вкладываем в это понятие – «Один, Един»… «Единственный Творец всего» – о, если бы только дано нам было то как следует постичь…
4.1. Эти шесть слов: «Слушай Израиль и т. д.», после того, как они написаны в Торе, – из первых сознательно произносимых еврейским ребенком, – и с ними еврей умирает. Они – начало и конец его бытия земного, – и как бы «пароль» его «на грани», при входе в бытие неземное… И в них в тот роковой момент он высказывает все – обращаясь не к окружающим, не к самым близким людям даже, как ребенок в крике «Мама!!!», – а к Самому Творцу, – раскрывая всю суть еврейства своего… Как многие, освящавшие своей смертью имя Всевышнего, и среди них раби Акива, который в смертный час хотел вложить в тот длинный-длинный ЭХАД, с которым изошла его душа, свое «все-все-все», – свое постижение Единства… И с ним – признание глубоких причин и смысла физических и духовных страданий, всего с ним происходившего в тот час, – высшей и абсолютной справедливости Б-жественного суда, направленности самого строгого суда того к добру… Когда он тянул ЭХАД – «Един» – до истечения последней капли жизни из измученного тела…
4.2. И вспоминая об Адаме, Хаве, о роковом том дереве познания добра и зла, – нужно понять, что Он – также Творец самих этих понятий – «добра» и «зла», – то есть Он Один обладает и обладал издревле, изначально полным, тотальным их знанием и видением! И мир творил не молча – но ради добра, как говорится раз за разом в Торе в рассказе о шести первых днях: не только «Да будет свет и т. п.», но также – «И увидел Б-г, что хорошо»… И потому – до чего же абсурдны, плод глупости безмерной, – попытки судить Его дела с позиций наших несовершенных понятий добра и зла – Им, а не нами сотворенных; так чего же стоят попытки наши состязаться с Ним в их разумении? И также то дерево само – Его творение, нуждающееся в Нем, как все сущее, для самого бытия своего, – оно в Нем, а не наоборот, как шепчет в уши Хавы злостный змей – мол, «с того дерева ел и миры творил»…
4.3. «Г-сподь Един» – во всем, и воля Его – едина; и она одна лишь вечно и везде все диктует и определяет!
А то, что вне ее, и бытие зла в мире – лишь Его, Творца, уступка человеку, – чтобы было в мире не только добро от Творца изначальное, – но также и добро другое: как зло от человека – после исправления! Зло, «переработанное» им, человеком, в добро!!! В муках и трудах немалых… и оно – вклад человека, добытый дорогой ценой, в великое дело миротворения! Вклад – в единении непостижимом сотворенного с Творцом; вклад – мост волшебный через пропасть между тленным – и Превечным; ничтожно малым – и Объемлющим миры; туманной смрадной мглой – и благоуханным Светом Бесконечным… И вот, как результат, – «там, где стоит вернувшийся к Творцу, – не может стоять полный праведник»…
И как уже сказано: разве не в этом была бы причина для нас, – если бы не ограниченность разумения нашего и потребность в «первой ступеньке», – слушаться и исполнять Его волю, – в том, что «Он – Один и Един»?
5. И напоминает нам та «первая ступенька», как воспринимают дети малые отца и мать: сначала – просто и естественно, без всяких условий и выбора, – лишь ощущая тепло, близость и заботу. А потом уже – воспринимают понемногу, понемногу, разумом и чувством, их свойства и качества – силу, мудрость, справедливость… И то, что таковы для него, ребенка, лишь они, – ощущает их для него «единственность»…
6. И на то упомянутое в п. 3.5 «пробуждение народа сверху» нужен был ответ – «пробуждением снизу». И вот – когда в ответ на переданные народу через Моше слова Всевышнего: «Вы видели, что Я сделал египтянам; вас же Я носил на орлиных крыльях и принес вас к Себе» (Шмот, 19:4), – откликнулись: «И отвечал весь народ вместе, говоря: «Все, что говорил Г-сподь, наасе – исполним!«» (там, 19:8), – еще прежде первого речения Всевышнего у горы Синай. И означало это принятие Его всем народом как Б-га, – то есть как бы сказали: «Он творил нам чудеса, спасал, и вот – мы принимаем Его на себя как нашего Б-га; и потому наасе – будем исполнять Его слово». И это соответствует первой стороне, по Ор А-Хаим, в шести словах «Слушай, Израиль и т. д.»: «Он – Б-г наш».
И когда в молитве мы, произнося те шесть слов из Торы, упоминаем сначала, что «Он – Б-г наш», – в этом находит глубочайшее свое выражение совершенно особенная связь с Ним, – о которой сказано в святой книге Зоар: «Всевышний, Тора и Израиль – одно целое».
7. Однако «Б-г наш» – еще не все. Когда к наасе прибавили нишма, сказав: – «исполним и постигнем» (Шмот, 24:7), – что же «постигнем»? То, о чем в тех шести словах сказано дальше: что «Г-сподь Един!», – и это вторая сторона, о которой говорит Ор А-Хаим, в стихе «Слушай, Израиль…». Ибо нет без «Един» декларации славы Всевышнего, – славы, которую нам надлежит возвышать и распространять, – ведь в том «Един» – и есть суть Его славы…
8. И в том, что поставили нишма – «познаем» – на втором месте после наасе – «исполним», – признание народа, что без исполнения – не поддается нашему познанию Его Единство! Признание – за которое удостоился народ наш и каждый в нем двух корон, о которых говорит мидраш. Признание – на которое неспособны были все остальные народы. Которые, даже когда есть у них стремление к познанию, – неспособны заплатить за него вперед, авансом, исполнением…
9. И вот, Его Единство постигаем, изучая Тору, – и находя Его Единство в ней! Она ведь и есть, – со всеми событиями, излагаемыми в ней, и всеми законами, – не что иное, как учение о Его Единстве! События в ней – все к одному Источнику ведут, – как, например, разрозненные, казалось бы, и растянутые на годы события Пурим, – и то же самое законы Торы. И «постижение Единства» столь же обязательно для нас, как «исполнение»; две стороны, о которых сказал Ор А-Хаим, в этом равны, – и в том ответ на наш третий вопрос: почему не может быть лишь «Б-г наш» без «Един». Ибо должны мы следовать путями Его – подражать Его свойствам: Он добр – и мы должны такими быть; Он мудрый и знающий, – и мы должны, по мере наших сил, в доступном нам стремиться к совершенству… И за каждую из тех двух сторон – получили каждый по короне, как сказано уже.
Продолжение следует, и мы займемся там нашим вопросом четвертым – почему «Б-г наш» – в первом лице
11.10.2023