«И остался Яаков один, и сражался с ним человек до восхода» (32:25).
На первый взгляд, нужно понять: почему ангел сражался именно против нашего праотца Яакова, а не против Авраама или Ицхака? Несмотря на то, что мы говорим об ангеле-покровителе Эсава, все же Эсав родился еще при жизни Авраама, и этот ангел мог бы вступить с ним в бой. Или же он мог напасть на Ицхака, который, несомненно, прожил еще немало лет после этого. Почему же свои силы он направил именно на войну с Яаковом?
Ответ мы узнаем из следующей истории, хорошо известной среди литовских евреев. В ешиве рава Хаима в Воложине было трое учеников, которые отличались особыми выдающимися достоинствами. У одного из них была важная родословная – он происходил из семьи известных раввинов; второй обладал чудесными личными качествами; третий же располагал острым умом и талантами, а кроме того – был несравненно усерден в изучении Торы.
Спустя какое-то время эти трое учеников оказались захвачены духом «просвещения», идущего из Берлина, которое в ту пору сильно опустошало «виноградник дома Израилева». Они покинули ешиву и скатились в чужую культуру. Трудно представить и описать страдания рава Хаима из-за того, что случилось с этими тремя дорогими для него учениками. Его душа отказывалась утешиться, и слезы его из-за них лились, как из ведра. Однако в одну из ночей Виленский Гаон, учитель рава Хаима, явился ему во сне и сказал следующее: «Знай же, что меч просвещения еще погубит многих хороших людей, и заслуги отцов не спасут тех, кто падет в ловушку неверия. Ведь весь народ Израиля ведет свою родословную от святых праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова. Хорошие личные качества тоже не дают гарантий спасения и не послужат щитом перед карой, так как они встречаются не только у евреев. Но в одном могу тебя заверить однозначно: заслуга Торы будет защищать тех, кто трудился у ее дверей! Каждый, кто хоть раз вкусил ее сладость, изучая Тору во имя ее, – для того эта заслуга непременно сработает, чтобы спасти его от падения в яму погибели!»
Прошло несколько лет, и рав Хаим решил расследовать и разузнать, что стало с теми тремя учениками. Выяснилось, что парень из знатного раввинского рода полностью забыл о своих предках и смешался с неевреями. Тот, что с хорошими качествами, отдался изучению философии. В итоге его разум запутался, и он перешел в другую религию. Третий же, бывший наиболее усердный в Торе, поступил в университет и восходил все выше по ступеням наук, достиг высот в учебе. Его назначили профессором в государственном университете. Как правило, эта должность требовала от занимавшего ее перейти в религию этой страны, но на данный момент бывшему ученику ешивы удалось от этого уклониться.
Впрочем, не прошло много времени, как тот ученик постучал среди ночи в дверь к своему бывшему учителю. Он рассказал, что в конце концов наступает момент, когда ему придется отказаться от иудаизма. Однако он попросил дать ему отсрочку в три дня прежде, чем он это сделает. За это время он собрал свои немногочисленные вещи, сбежал из города и направился в сторону страны Израиля, по пути заглянув в Воложин, чтобы повидать рава.
Рав Хаим обнял ученика, а затем спросил: «Скажи мне, сын мой: что же спасло тебя от греха?»
Ученик рассказал: «Это было в те три дня, которые мне дали, чтобы сменить религию. Когда я посреди ночи проходил по городской площади мимо еврейского дома, оттуда раздавался голос человека, изучавшего Тору с напевом, который пленил мое сердце. Я, словно вкопанный, застыл на месте и не мог оторваться от прекрасного напева. Он показался мне скорбным плачем, который Тора издает от того, что я оставил ее и ушел копать пустые ямы. В тот момент во мне пробудились помыслы о раскаянии, и в сердце моем созрело решение: ни за что не оставлю религию моих предков, и будь что будет! И вот я здесь…»
Из этой истории мы можем выучить, что самое главное достоинство народа Израиля, от которого зависит само его существование – это изучение Торы. Только заслуга Торы способна гарантировать продолжение нашего народа!
Согласно этой идее рав Элханан Васерман объясняет, почему ангел Эсава решил воевать именно с Яаковом. Ведь известно, что качеством нашего праотца Авраама является Милосердие (Хесед), а у Ицхака – Сила (Гвура), тогда как Яаков – это столп Торы. Ангел Эсава понял, что заслуги Авраама не дают евреям гарантий продолжения существования, поскольку милосердие встречается и у других народов. Сила и мужество тоже не являются исключительным достоянием евреев – такие качества есть и у других. Говорят, что Ишмаэль – это «милосердие нечистоты», а Эсав – «мужество нечистоты». В отличие от этого заслуги Яакова, заслуги Торы – это гарантия существования народа Израиля. Против них-то ангел Эсава и решил развязать войну! Тора принадлежит только Израилю, и это единственное лекарство против злого начала, против «глупого и старого царя». Ангел Эсава понял, что если ему удастся сломить столп Торы, нашего праотца Яакова, он победит всю общину Израиля. Вот почему «сражался с ним человек», но в итоге «увидел, что не может одолеть его»!