В главе «Хаей-Сара» повествуется о скорбном событии — уходе из жизни Сары и последующем её погребении. В первом стихе этой главы нам открывается возраст Сары, который составил 127 лет. Однако Тора передаёт эту информацию весьма необычным образом: «И были годы Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет». Возникает вопрос: почему после каждого числительного употребляется слово «год»? Казалось бы, было бы намного проще указать общее число — 127 лет.
Трактовка этой особенности текста великими еврейскими мудрецами представляет собой глубокий духовный анализ. По их словам, каждое из чисел несёт в себе отдельное значение и указывает на различные достоинства Сары. Цифра «сто» символизирует безгрешность Сары даже в столетнем возрасте, приравниваемую к невинности двадцатилетней девушки. Число «двадцать» отражает неувядающую красоту Сары, которая, будучи двадцатилетней, сохранила свежесть и чистоту семилетней девочки.
Эти слова наших мудрецов могут показаться загадочными на первый взгляд. Прежде всего, поразительно сравнение Торой невинности Сары в возрасте ста лет с невинностью двадцатилетней девушки. Возникает вопрос: не более ли естественно было бы сравнить её чистоту с девочкой до возраста достижения бат-мицвы, когда невинность ещё более явственна? Ведь в двадцать лет человек уже отвечает за свои поступки перед земным судом, хотя и не несёт полной ответственности перед судом Небесным. Удивление вызывает также сравнение красоты двадцатилетней женщины с красотой семилетней девочки, поскольку общепринято считать, что женщина достигает вершины своей красоты именно в двадцать лет, а не в детском возрасте.
Рассмотрим первый вопрос. Для того чтобы дать ответ на него, прежде всего нам стоит задуматься о разнице между Небесным судом и Земным судом. Небесный Суд оценивает не только поступки человека, но и его мысли и намерения, в то время как Земной Суд оценивает лишь сами поступки. В возрасте 12 лет действия девочки считаются уже важными, приобретают юридическую силу, поэтому ее судят в земном суде. Однако до 20 лет она еще остается в какой-то степени легкомысленной. Интересно отметить, что Талмуд утверждает, что молодому человеку, ставшему сиротой, запрещено продавать недвижимость до достижения 20 лет. Талмуд объясняет, что до этого возраста человек может быть недостаточно трезвым в своих решениях, и влечение к привлекательным объектам может привести к продаже важной собственности. Небесный Суд, который, как сказано, судит за мысли, берет в расчет, что до 20 лет человек ещё не полностью зрел в своих мыслях и намерениях.
Основываясь на этом, можно сказать, что Сара, как и все люди, имела какие-то мельчайшие недостатки (конечно же, настолько мелкие, что мы даже в лупу не разглядели бы их), но она никогда не совершала греха сознательно за всю свою жизнь. Именно по этой причине она сравнивается с двадцатилетней девушкой, которая ещё не несёт полной ответственности за свои мысли и намерения перед Небесным судом. Это сравнение указывает, что Сара сохраняла чистоту помыслов и стремлений, несмотря на возможные мелкие проступки. Она всю жизнь не совершала сознательных грехов — в этом её величие
Ответ на второй вопрос раскрывает сущность двух видов красоты: непорочной красоты и красоты, которая является отражением зрелости. Обаятельность семилетней девочки воплощает в себе непорочность, тогда как великолепие двадцатилетней девушки является отголоском её зрелости.
Тора описывает красоту Сары как невероятно пленительную, до такой степени, что по её прибытии в Египет, она незамедлительно была приведена во дворец фараона, а впоследствии, посетив Герар, она встретила сходную участь в доме Авимелеха. Эти события могли бы навести на мысль, что Сара обладала красотой, характерной для зрелой женственности. Но Тора указывает на то, что истинная красота Сары заключалась в её непорочности и духовной целостности.
Итак, проанализировав необычное описание возраста Сары в Торе, мы пришли к пониманию ее истинной красоты и безгрешности.