Почему евреи не желают принять участие в жизни общины?
Несколько раз я сталкивался с тем, что прямые и бесхитростные евреи отвечали отказом на предложение принять участие в жизни еврейской общины. В ответ на вопрос, чем вызван их отказ, они отвечали, что не хотят принимать участие в жизни общины, в которой нет мира и согласия, и нет у них никакого желания ввязываться во всяческие споры и конфликты, происходящие там.
Еврейский руководитель — нет работы сложнее
История с Корахом уже была прекрасно истолкована в прошлом (аллюзия на Раши Бемидбар 16:1 со слова «Ваиках»), однако каждое поколение толкует её заново. В еврейском народе споры никогда не угасают: ведь, как говорит известная поговорка, «два еврея — три мнения». Нет работы труднее, чем работа еврейского руководителя. Тот, кто пройдёт через эту боевую закалку, сможет впоследствии с лёгкостью занять любой другой руководящий пост. Еврейский народ испытывает своих лидеров на прочность изо дня в день и из часа в час.
Моше приходилось противостоять не только фараону и Итро, но и несчётное количество раз вступать в конфронтацию с еврейской знатью. Последний в этой череде конфликтов был начат не кем иным, как двоюродным братом Моше — Корахом, ставшим зачинщиком переворота.
Нельзя списать на курьёз истории то, что целый ряд евреев и евреек, не удостоившихся особого признания внутри еврейского народа, стали для остального человечества общепризнанными авторитетами в самых разных областях.
Достаточно взглянуть на пророка Ирмияу, которого Всевышний назначает быть пророком среди евреев и народов мира:
И было слово Б-га ко мне, сказав: «Прежде, чем Я создал тебя во чреве, Я знал тебя, и прежде, чем ты вышел из утробы, Я посвятил тебя, пророком наро- дов Я поставил тебя». И сказал я: «Увы, Б-г, Г-сподь, вот я не умею говорить, ибо я отрок». И сказал Б-г мне: «Не говори: «Я отрок», а повсюду, куда пошлю Я тебя иди, и всё, что Я заповедую тебе, говори. Не бойся их, ибо с тобою Я, спасти тебя», — слово Б-га. И простёр Б-г руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал Б-г мне: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я назначил тебя сегодня над народа- ми и над царствами, чтобы опустошать и разбивать, и уничтожать, и разрушать, строить и насаждать».
(Ирмияу 1:4-10)
Всевышнему приходится прежде всего пообещать Ирмияу спасение от рук его собственного еврейского народа. Да и сам Моше нуждался в Б-жественной помощи для того, чтобы сыны Израиля не забросали его камнями.
Все споры одинаковы
Тем не менее не все споры одинаковы. Как говорят мудрецы в Мишне (Авот 5, 17):
Всякий спор во имя Небес, в конце концов, останется, а не во имя Небес — в конце концов, исчезнет. Что такое «спор во имя Небес»? Спор Гилеля и Шаммая. Что такое «спор не во имя Небес»? Спор Кораха и его общины.
Спор Гилеля и Шаммая — это спор во имя Небес, где обе стороны движимы искренним желанием понять сказанное в Торе и интерпретировать Алаху, а не личными интересами и политическим расчётами.
Но есть и политические споры, подобные спору Кораха и его общины. Обратим внимание на то, что Мишна, приводя пример спора не во имя Небес, называет его «спором Кораха и его общины», а не «спором Кораха и Моше». Как часто бывает в подобных спорах, только одна из сторон преследует корыстные интересы, в то время как вторая — лишь отвечает войной на войну.
Более того, наши мудрецы объясняют, что под спором Кораха и его общины подразумеваются внутренние разногласия в самом лагере Кораха. Имеются в виду споры, разгоревшиеся в лагере Кораха уже после того, как всем были пошиты санов- ные одежды и были распределены все важные посты, которые должны были освободиться после свержения Моше.
Датан и Авирам
Нацив («Аэмек Давар» Бемидбар 16:1 со слов «Веине ядуа») указывает на то, что Корах не был единственным организатором бунта против Моше, его соучастниками были Датан и Авирам, известные своей неприязнью к Моше ещё со времён Египетского рабства. Начало их враждебности положил случай, в котором Моше вмешался в их ссору и сказал одному из них: «Злодей, почему бьёшь ты ближнего твоего?» (Шмот 2:13)
Нацив говорит, что часто можно наблюдать известных склочников, никчёмных людей, которых все знают, не только в лицо, но и по их разговорам, и с которыми не захочет иметь дела ни один уважающий себя человек. Люди эти готовы идти на любые уловки для того, чтобы поймать в свои сети уважаемого человека и заручиться его поддержкой. Если им это удаётся, то присутствие важного человека среди них способно привести в их ряды наивных людей, неспособных отличить правду от лжи. Люди эти будут полагаться на уважаемого человека в то время, как всем, на самом деле, будут заправлять те самые никчёмные склочники.
Именно поэтому Тора приписывает руководство спором Кораху, а не Датану и Авираму. Без поддержки такого знатного и почтенного человека, как Корах, Датан и Авирам, конечно же, не смогли бы повести за собой двести пятьдесят глав еврейского народа.
Нельзя оставаться сторонним наблюдателем
Урок, который нужно вынести из слов наших мудрецов, состоит в том, что нельзя оставаться сторонним наблюдателем только из-за того, что в еврейском народе или еврейской общине возникают разногласия и конфликты. Нельзя отказываться от участия в общинной жизни, аргументируя свой отказ отсутствием гармонии и единства в народе. Даже если, к нашему глубочайшему сожалению, среди евреев и возникают споры, наши мудрецы дали нам чёткие критерии того, что является спором во имя Небес, а что нет.
Во-первых, необходимо проверить, не описывает ли одну из сторон известная поговорка на идиш: «Ман зогт ди Агодэ ун ман майнт ди кнейдлах» (Декламирует Пасхальную Агаду, а думает о кнейдлах)? Другими словами, не скрываются ли за красивыми словами корыстные интересы? К чему стремится и что выгадывает каждая из сторон от этого конфликта? Нужно разобраться также и в истинных причинах спора: идёт ли речь о разногласии в том, что касается Алахи и служения Всевышнему, или на лицо банальная жажда власти и поиск выгоды? Пытается ли одна из сторон абсолютного контроля подчинить себе другую сторону?
Помимо этого, нельзя делать выводы о правоте одной из сторон только потому, что некий достойный человек вступается за неё. Как следует из сказанного Нацивом, поддержка именитого авторитета далеко не всегда говорит о правоте его стороны и истинности её аргументов. К сожалению, когда речь идёт о спорах, прямые, но бесхитростные, а тем более неискушенные люди могут попасться на удочку к проходимцам. Наивность таких людей не может служить доказательством их правоты и нередко приводит к печальным последствиям.
Мудрецы сказали, что общину Кораха подвели уста (Бемидбар Раба 18, 10). В споре неправая сторона обычно использует заведомую ложь для того, чтобы завоевать доверие наивных людей. Корах сказал Моше и Аарону (Бемидбар 16:3): «Хватит вам, ибо вся община святая, и в среде их Б-г, и почему возно- ситесь вы над общиной Б-га?» Эти рассуждения Кораха о святости всей общины являются ложью: ведь он движим именно желанием возвыситься над общиной, получить возможность служить в Храме и приносить жертвы и воскурения.
Всякий спор во имя Небес, в конце концов, останется, а не во имя Небес — в конце концов, исчезнет. (Авот 5, 17)
Спор во имя Небес и спор не во имя Небес
Спор во имя небес — это спор, где забота о почёте Небес и словах Торы является единственным интересом спорящих. Этот спор навечно останется с еврейским народом при усло- вии, что каждая из сторон уважает другую и готова жить с ней в мире, несмотря на всю разницу идеологий. И сегодня мы видим, что ашкеназское и сефардское еврейство мирно сосуществует друг с другом несмотря на большую разницу в религи- озных законах, обычаях и текстах молитв.
Споры не во имя Небес, с другой стороны, ведутся не из-за желания приблизиться к Б-гу, а из-за жажды почёта, денег и нераздельной власти. Такие споры, в конце концов, забывают- ся, поскольку участников их рано или поздно сживают со света. Конец их может быть менее драматичен, чем конец Кораха и его общины, которых вместе с их семьями и имуществом поглотила земля, но он тем не менее неизбежен. Люди эти ока- жутся навсегда записаны в наиболее постыдные страницы еврейской истории, и имя их будет упоминаться с позором, подобно именам общины Кораха, Датана и Авирама.
Коллективная ответственность
И ещё один урок преподносит нам наша глава. На каждом еврее и еврейке лежит коллективная ответственность за споры, в которых злодеи досаждают праведникам. Всевышний говорит Моше (Бемидбар 16:19-22):
И собрал против них Корах всю общину ко входу шатра собрания, и показалась слава Б-га всей общине. И говорил Б-г Моше и Аарону, сказав: «Отделитесь из среды общины этой, и истреблю их сейчас». И пали они на лица свои, и сказали: «Б-г, Г-сподь душ всякой плоти, разве один человек со- грешит, а на всю общину прогневаешься?»
Почему всему еврейскому народу полагалось наказание за грех Кораха и его общины? Почему всем им грозило уничтожение: ведь они не участвовали в бунте? Ведь они сохраняли нейтралитет и были лишь наблюдателями в этой шекспиров- ской драме первого еврейского восстания?
Там, где попирается справедливость, нет места нейтралитету. Двуличный и лицемерный нейтралитет является согласием с несправедливостью и пассивным участием в конфликте. Каждый еврей должен знать, что нельзя оставаться в стороне, необходимо разобраться в происходящем, выяснить истинные причины происходящего, и занять активную позицию.
Необходимо знать также, что не всякий спор неуместен. Спор во имя Небес, подобный спору Шаммая и Гилеля, не мо- жет быть неуместным. Тем не менее те, кто вступают в такой спор, должны быть уверенными в том, что ими руководит лишь желание приумножить почёт Небес, а не посторонние интересы и личная заинтересованность в деньгах и почёте.
Возвышенные [прославления] Б-га в горле их, а в руках — обоюдоострый меч. (Теилим 149:6)