Многие люди считают следование диетам довольно сложной задачей. Что ж, даже еврейская традиция обнаружила, что вся тема нашего питания связана со множеством препятствий и возможностей. Время приема пищи в еврейской литературе называется «временем войны»; ивритское слово «война» — мильхама — имеет тот же корень, что и лехем — хлеб.
Процесс принятия пищи должен быть актом возвышения себя посредством объединения мыслей, речи и действия. Необходимо выйти на новый уровень, придавая им большую осмысленность. В сфере мыслей мы должны рассматривать этот процесс как проявление исполнения воли Всемогущего. Что касается речи — мы произносим на еду благословение, причем, на каждый вид пищи оно отдельное. Ну а используя сферу действия, мы с большой осторожностью относимся к тому, что едим, и ценим, какое благо оказываем нам Всевышний.
В главе Торы Шмини, которую мы читаем на этой неделе, проводится четкое разграничение между кошерными и не кошерными животными. Тора утверждает, что для того, чтобы животное считалось кошерным, оно должно отвечать двум беспрекословным требованиям: отрыгивать жвачку и иметь раздвоенные копыта.
Отрыгивание жвачки предполагает повторное пережевывание животным пищи через некоторое время после кормления и лишь затем ее переваривание. Еврейская традиция рассматривает это как намек на необходимость постоянного и тщательного пересмотра своих действий как привычки, которая лежит в основе праведности.
Раздвоенные же копыта, выглядящие как естественное продолжение ног, символизируют необходимость того, чтобы человек был целостным «с головы до пят».
В качестве отдельной группы, специально выделенной в этой главе, упоминаются четыре представителя животного мира — верблюд, свинья, шафан и арневет (точная идентичность двух последних животных в наши дни не установлена, но в современном иврите эти слова относятся к различным видам семейства зайцевых). Они выделены как ярчайшие примеры тех зверей, которые обладают только одним из двух кошерных признаков. Причем, при более глубоком рассмотрении каждый из них представляет отдельное негативное свойство: верблюд олицетворяет гордыню и спесь, свинья — лицемерие и притворство, шафан — слепое обожание и преклонение (идолопоклонство), а арневет — узость, ограниченность.
Интересно, что самым священным видом живых существ, согласно взгляду Торы, считается… рыба. В отличие от всех остальных представителей животной природы, которые даже будучи кошерными нуждаются в определенном тикуне — исправлении своего изначального духовного уровня (которое достигается посредством шхиты, кошерного способа умерщвления животных и птиц) — рыба не нуждается ни в чем. Ее не нужно подвергать специальному ритуальному забою, а затем высаливанию и вымачиванию, как в случае с кошерными млекопитающими и птицами.
Кроме того, как известно, рыбы не пострадали во время Великого Потопа. В то время как животные между собой участвовали в грехе прелюбодеяния и начали смешение между видами, что привело их к уничтожению наравне с людьми (Потоп пережили только те звери, что спаслись в ковчеге Ноаха), рыбы сохранили свою чистоту и, таким образом, были единственными, кого пощадила стихия.
В иудаизме рыбы занимают особое значение, так как считается, что они неподвластны сглазу, благодаря тому, что скрываются под толщей воды. Это она из причин того, что рыбы стали одним из распространенных еврейских символов (кроме того, Тора сравнивается с водой, а исполняющие ее законы евреи, соответственно, с рыбами).
Символ рыбы как олицетворение скромности и чистоты также можно найти в каббалистической литературе, где он используется для обозначения праведника.
Многие люди несут на себе вину за то, что используют Божественный дар зрения вопреки воле Творца и смотрят то, от чего благочестивому человеку стоит воздерживаться и отдаляться. В каббалистическом понимании анатомическая особенность глазного века является намеком на потребность в том, чтобы иногда закрывать глаза и избегать возможности видеть неправильные вещи. Но настоящий праведник следит за своим поведением, интуитивно избегая подобных ситуаций, и фактически не нуждается в дополнительной защите, потому что сам в силах себя ограничивать. Такого человека и символизирует рыба, у которой нет века.
Тора проводит различие между кошерными и не кошерными рыбами. Чтобы быть разрешенной в пищу евреям, рыба должна обладать одновременно и плавниками, и чешуей. Комментаторы Торы объясняют, что эти элементы можно сравнить с коронами, которыми увенчаны рыбы, что свидетельствует о более высоком духовном статусе кошерных рыб. Кроме того, такие рыбы обычно плавают в верхних пространствах мирового океана, где вода более чистая.
Получается, что в определенной мере еврейская традиция рассматривает процесс принятия пищи как возможность поднять себя на более высокий духовный уровень. Так почему бы не объединить свой режим питания — или диету — с поистине святым делом?!