Красота — это проявление совершенства, и когда человек трепещет, будучи вдохновленным красотой, он по сути трепещет, вдохновляясь совершенством. Однако внешняя красота является проявлением физического и временного совершенства.
Рав Замир Коэн
Многие великие личности в Торе получили высокую оценку своей физической красоты. Например, о нашей праматери Рахель сказано: «Рахель же была красива станом и красива видом», [1] позже теми же словами описан Йосеф, ее сын, а о царе Давиде написано: «А он был румяным, с красивыми глазами и миловидный». [2] Есть и много других примеров. Но разве Танах не говорит: «Обманчива прелесть и тщетна красота, лишь женщина, боящаяся Господа, достойна похвал»? [3] Если так, то почему тогда красота считается достоинством?
У Бога наверняка есть причина для программирования человеческой природы таким образом, чтобы большое значение для него имела красота. Цель человека в этом мире состоит в том, чтобы достичь своего духовного совершенства. По этой причине в глубине своей души все мы стремимся достичь некого идеала, абсолюта. По своей сути красота — это проявление совершенства, и когда человек трепещет, будучи вдохновленным красотой, он фактически трепещет, вдохновляясь совершенством. Однако внешняя красота является проявлением лишь физического и временного совершенства.
Человек, который уделяет большое внимание своей внешней красоте, считая это важной целью, пренебрегает своим внутренним духовным миром. В стихе Мишлей говорится следующее: «Обманчива прелесть и тщетна красота». Но когда центральное место в жизни красивого человека занимает страх перед Всевышним, он не хвалится своей внешностью, а скорее пытается уберечь себя и других не «споткнуться» об нее. О таком человеке сказано: «Лишь женщина, боящаяся Господа, достойна похвал» — за свою красоту она тоже достойна похвал. Ее следует похвалить за то, что вначале стих описывает нечто «обманчивое и тщетное», поскольку совершенство ее внешней красоты лишь дополняет ее внутреннюю красоту и служит средством для усиления ее внутреннего, духовного мира.
Красота такого человека, вне зависимости от его пола, действительно достойна большой похвалы, поскольку она способствует достижению целостности его характера.
Какой сосуд улучшает качество вина?
Известна история про одного из величайших мудрецов танаим, рабби Йеошуа бен Хананью, которого римский наместник высоко ценил за его несравненную мудрость. Его внешний вид, однако, не был очень приятным для глаз. Талмуд рассказывает, что однажды дочь наместника спросила рабби Йеошуа: «Как может храниться такая прекрасная мудрость в таком уродливом сосуде?»
Рабби Йеошуа ответил на ее вопрос вопросом: «В каких сосудах твой отец хранит свое вино?»
«В глиняных кувшинах», — ответила она.
«Как может быть, чтобы такой уважаемый и богатый человек держал свое прекрасное вино в глиняных сосудах?» — воскликнул рабби. «Неужели не кажется более уместным хранить такое вино в золотых или серебряных сосудах?»
Девушка согласилась с такой логичной идеей и отдала приказ своим слугам, чтоб те перелили вино из глиняных сосудов в золотые и серебряные. Однако через короткое время выяснилось, что все вино скисло, и его пришлось вылить.
Когда слуги наместника пришли к нему и рассказали, что случилось, он позвал свою дочь и спросил: «Кто сказал тебе так сделать?»
«Рабби Йеошуа бен Хананья», — ответила она.
Тогда он позвал мудреца и спросил его: «Почему ты дал моей дочери такой странный совет?»
Рабби ответил: «Я сказал ей точно те же слова, которые до этого она сама сказала мне» (чтобы она могла понять, что мудрость лучше хранится внутри уродливого сосуда).
«Но ведь есть красивые люди, которые при этом мудры!», — воскликнул наместник.
А рабби Йеошуа ответил: «Но если бы они были уродливы, они были бы еще мудрее».
Другими словами, человек, который не думает постоянно о своем внешнем виде, обладает большей способностью сосредоточиться на мудрости и на своем внутреннем духовном мире. Поэтому можно сказать, что внешняя красота в целом ослабляет истинное величие и мудрость человека. Вот почему Тора восхваляет нашу праматерь Сару за то, что она была в сто лет относилась к красоте так же, как в двадцать, и так же была чиста от греха, как в семь лет.
И точно так же восхвалялись все другие великие мужчины и женщины в еврейском народе за свою красоту, потому что, несмотря на свою внешнюю привлекательность, все их внимание сосредотачивалось вокруг формирования духовных миров.
Не вредить своему телу
Человек, изучающий Тору, увидит, что многие заповеди способствуют, согласно простому уровню объяснения, сохранению естественной красоты человека и напоминают ему, что он сын царя. Тора не только восхваляет физический облик тела, но даже категорически запрещает еврею наносить своему телу вред или лишать себя жизни в любом случае — даже в самые трудные времена, когда он может испытывать непреодолимое желание сделать это.
Когда мы скорбим о смерти близкого человека, нам строго запрещено, несмотря на сильнейшую душевную боль, подражать народам мира, которые в такие моменты занимаются самоистязанием, наносят себе раны, вырывают волосы или выбривают определенные участки на теле, используя изуродование тела как способ выразить свои горе и печаль. Сказано об этом в Торе:
«Сыны вы Богу, Всесильному вашему; не делайте на себе надрезов и плеши не делайте над глазами своими по умершим. Ибо народ святой ты у Бога, Всесильного твоего, и тебя избрал Бог, чтобы был ты Ему избранным из всех народов, которые на земле». [4]
Другими словами, вы — дети Царя, и поэтому вы не имеете права вести себя низко и вульгарно, как простые люди. Ведь ваше достоинство — это достоинство царя, вы — Его отражение. Поэтому вы должны представлять Его достойным образом, и ваш внешний вид должен быть соответственным — благородным и изысканным. [5]
Если для нас строго запрещено наносить себе вред [6] или выбривать уродливые проплешины, как было сказано выше, то уничтожение естественного физического облика наших тел путем нанесения постоянной татуировки, безусловно, так же запрещено. И Тора пишет об этом: «И царапин по умершим не делайте на теле вашем, и наколотой надписи не делайте на себе, Я — Бог». [7] Окончание «Я — Бог» является предупреждением для всех, кто думает о татуировке: помни, что Я — Бог, твой Царь и твой Создатель. Я преданно вознаграждаю тех, кто следует Моим законам, и наказываю тех, кто их нарушает.
Это нарушение, тяжесть которого, к сожалению, не осознают многие молодые людям нашего поколения, настолько велика, что Пророки, рассказывая о прегрешениях злодея царя Йеоякима, ссылаются на совершенное им перманентное изменение тела, как на нечто поистине отвратительное, что было хуже всех других мерзостей, которые он совершил за свою жизнь. Сказано: «А остальные деяния Йеоякима, и мерзости его, какие он делал, и которые были на нем обнаружены, описаны в книге царей Израиля и Йеуды…» [8]
Что же такое было найдено «на нем», то есть на его теле? Мидраш приводит два мнения на этот счет. Одни считают, что он сделал на своих половых органах татуировку, другие — что он определенным образом растянул крайнюю плоть, чтобы скрыть следы обрезания. [9]
Каббала подходит к рассмотрению этих вопросов более основательно. Ущерб, который человек причиняет своему телу, остается и после его смерти (поэтому в стихе сказано «то, что было найдено на нем», что означает увечье его души, поскольку человек, который татуирует тело, таким образом создает соответствующий дефект в духовной структуре своей души, которая является с телом единым целым). Оказывается, этот импульсивный поступок вызывает непрекращающийся процесс разрушения тела и души. Но на этом все не заканчивается. Ущерб переносится в параллельные духовные миры, из которых происходит душа, ведь человек уподобляется «лестнице, которая расположена на земле, но устремляется ввысь». Каждое действие, которое он выполняет в этом мире, хорошее оно или плохое, проходит некую обработку в высших мирах и снова спускается вниз, оказывая определенное воздействие. И если человек покидает этот мир с таким изъяном в своей душе, не раскаиваясь в этом, [10] унижение, которое он перенесет в высшем суде, будет катастрофическим.
А так как известно, что каждая заповедь имеет некую физическую цель в этом мире, в данном случае нам нужно сохранить естественную красоту нашего тела, потому что мы не просто абстрактные творения, а сыновья и дочери Царя Вселенной, ее Создателя.
Дети царя
В Дерех Ашем Рамхаль пишет о положении евреев по отношению к народам мира. Он говорит, что если бы первый человек не согрешил, мир достиг бы своего совершенства сразу после шестого дня Творения. Все его потомки оставались бы на высоком духовном уровне (кто-то выше, кто-то ниже, но без существенной разницы). Однако после того, как Адам согрешил, он спустился сам и спустил всех своих потомков до очень низкого и мрачного статуса. В человеке осталась лишь небольшая часть от той изначальной возвышенности — она была необходима для того, чтобы человек всегда мог вернуться на высокий уровень духовности.
Однако было одно исключение — Авраам. Ему удалось возвыситься, в результате чего его дела были избраны Всевышним. Авраам навсегда стал символом чего-то превосходного, высшего, соответствующего самому высокому уровню человека. Само его имя после заключения союза с Всевышним стало означать «отец множества народов». Затем мир разделился на семьдесят стран и народов, каждый из которых имел свое особое место в общей схеме. Однако все они оставались на уровне человека в состоянии после греха, в то время как Израиль перешел на следующую ступень и находился в возвышенном состоянии. [11]
(Что касается заповеди обрезания, которая является прямым повелением изменить естественный внешний вид тела, то фактически она является завершением полноценного образа человека и приводит его к совершенству. Это можно сравнить с полоской клейкой ленты, фиксирующей крышку нового контейнера — в тот момент, когда полоска удаляется, контейнер превращается в пригодный для использования сосуд, готовый для выполнения своего предназначения. Более того, обрезание — это печать на плоти человека, которая демонстрирует, что он принадлежит к царской семье; это священный завет. Большая польза для здоровья, связанная с обрезанием, свидетельствует о том, что для человеческого тела лучше жить без крайней плоти. Эта тема, а так же рассказ об особенности восьмого дня, упоминается в главе «Предстоящая Революция», где обсуждается оптимальный день для свертывания крови).
Что касается заботе о теле, поддержании его естественного состояния и приятного внешнего вида, то иудаизм поощряет внимание к физическому здоровью с помощью правильного питания и умеренных физических нагрузок для ведения здоровой и энергичной жизни. Однако наша традиция не поддерживает идею бодибилдинга как отдельной самостоятельной цели. Именно по этой причине между евреями и греками во времена Антиоха и Макавеев происходили сражения (события Хануки). как можно заметить по античному искусству, греческая культура была направлена на культивирование тела. Древняя Спарта основала настоящую культуру спорта и восславляла физическое тело. В какой-то период даже существовали особые врачи, которые осматривали новорожденных детей, чтобы узнать, достаточно ли они здоровы и имеют ли потенциал стать красивыми людьми в будущем. Если находился какой-то изъян, несчастного ребенка сбрасывали со скалы в пропасть.
Однако так же в Греции находились люди, которые могли пребывать в уединении в горах или пустынях, питаться травой и пить скопившуюся в лужах после дождя воду, чтобы стать более духовными существами. Когда Антиох увидел в земле Израиля совершенно другую культуру, которая грамотно сочетала физическое и духовное и поддерживала между ними баланс, при котором нормальная физическая жизнь была пронизана духовностью во всех своих проявлениях — правильно, но вкусно питаться, красиво, но скромно одеваться, жениться и рожать детей, строя крепкую семью, — словом, люди пользовались всеми благами, которые Всевышний спустил в этот мир, в надлежащей мере, он словно бы обезумел и решил заставить всех евреев принять его культуру, эллинизм. И противостояние между греками и израильтянами длились до тех пор, пока небольшая армия Макавеев, верных Богу и Торе, не победила его, освободив святой Храм от следов идолопоклонства.
С одной стороны, духовный поиск, ведущий к полному пренебрежению телом, непрактичен и противоречит истине. С другой, чрезмерность в материальности приводит к отвращению, а также к духовным и физическим страданиям. Баланс, который может быть достигнут с помощью заповедей Всевышнего, дает человеку оптимальное количество удовольствия и душевного спокойствия, при этом удовлетворяя все важные потребности организма.
Несмотря на то, что основная цель заповедей — помочь человеку обрести место в будущем мире, мы все же смогли рассмотреть некоторые из них подробно и понять, как они могут принести пользу человеку в физическом мире. Некоторые заповеди нацелены на физическое здоровье, другие — на психическое. Смысл и задача некоторых четко просматривается, в то время другие имеют отношение лишь к невидимым духовным действиям человека. Тем не менее, все они нацелены обучать нас и наших детей самоконтролю и терпению, а эти качества приводят к успеху во многих областях жизни. И, помимо прочего, некоторые заповеди несут уникальную образовательную цель, например, когда речь идет о том, чтобы вынести из гнезда птицу-мать, прежде чем человек собирается забрать оттуда яйца.
Сноски и источники
[1] Берешит 29:17.
[2] ШмуэльI 16:12.
[3] Мишлей 31:30.
[4] Дварим 14:1.
[5] Песикта Зутрета, Берешит 23.
[6] Кроме того, тело человека не является его собственностью, наоборот — он полностью принадлежит Творцу. Поэтому человеку не разрешается наносить себе ущерб (см. Шулхан Арух, Хошен Мишпат 420:31). Человек, который ранит своего товарища, виновен в нарушении запрета Торы (Шулхан Арух, там же, 1). Любой, кто совершает самоубийство, наказывается так же строго или даже хуже, чем человек, который убивает своего ближнего. Он может быть всецело уверен, что самоубийство — это хороший способ покончить со своими проблемами, возможно, даже лучший, но при этом он не понимает, что, лишая себя жизни, он переходит от довольно мелких неприятностей к гораздо более серьезным проблемам из-за того, что поступил по отношению к себе жестоко.
[7] Ваикра 19:28.
[8] Диврей ха-Ямим II 36:8.
[9] Мидраш Танхума, Лех Леха, симан 20.
[10] Если человек уже сделал себе татуировку, он может покаяться и получить прощение Всевышнего. Что касается вопроса о том, должен ли он претерпевать физические и финансовые сложности ради сведения татуировки, я бы ответил, что это стоило бы сделать сразу же. Однако, если это представляется слишком сложным, можно полагаться на мнение, что запрет относится только к самому действию нанесения татуировки, а не к изображению, которое остается на теле в результате этого.
[11] Дерех Ашем, часть 2, гл. 4. Перевод рабби Моше Хаима Луццатто, Дерех Ашем: Путь Бога, перевод Арье Каплан (Нью-Йорк, издательство Фельдхайм, 1981).