Через всю жизнь Йосефа красной нитью проходит тема снов и их толкования — начиная с его собственных двух снов, в которых он видел, как его братья перед ним преклоняются (что привело к зависти со стороны братьев и продаже Йосефа в рабство), и заканчивая его умелым толкованием снов фараона, благодаря чему он смог стать самым влиятельным человеком Египта в свою эпоху.
«И сказал фараон Йосефу: «Сон снился мне, и толкователя ему нет. А я слышал про тебя,что ты понимаешь сон, как толковать его».1
Толкование снов оказалось главной линией жизни Йосефа, потому что, по мнению каббалистов, оно говорит о его духовном облике и уникальной Божественной миссии.
Сон — это состояние ума, в котором отсутствует упорядоченное мышление; место, где противоборствующие силы могут гармонично сосуществовать, и можно быстро перемещаться между двумя крайностями. Только что видящий сон находился в серьезной опасности, а мгновение спустя он уже снова в целости и сохранности.
Наша жизнь похожа на сон.
Физический мир, в котором мы живем, состоит из множества фрагментов. За один день мы можем испытывать противоположные чувства, совершать взлеты и падения, стремиться выходить за границы и достигать превосходства, взмывая к Небесам, и наоборот, поддаваться законам земного притяжения. Мы переживаем моменты абсолютной осмысленности и осознанности, а следом за ними резко можем испытывать смятение, боль и растерянность.
Жизнь Йосефа тоже была похожа на сон. Любимый сын своего отца, знающий, что Всевышний избрал его для особой миссии — и вдруг продан в рабство. Узник, проведший в тюрьме 12 лет — и вот уже он правая рука лидера огромной империи.
А если жизнь похожа на сон, то ключ к ее пониманию кроется в самой форме слова “сон”.
На иврите толкователь (сна) называется «потер» (פתר), (что означает «объяснять, решать, разгадывать»). Если эти буквы переставить местами, получится слово «тофер» (תפר) — «шитье».
Понимая, что он должен выступить в роли иглы, соединяя фрагменты снов воедино, чтобы создать общую картину, Йосеф получил возможность понять сны фараона и распутать собственные жизненные проблемы. Для Йосефа каждый фрагмент, как положительный, так и отрицательный, был частью чего-то большего. Негативные моменты в жизни, проблемы, с которыми люди сталкиваются, сбивают их с толку, пока не оказываются сшиты вместе, раскрывая Божественный замысел.
Способность истолковывать сон приходит от придания каждому моменту и ситуации смысла. Независимо от того, где находится человек, он всегда может спросить: что мне нужно сделать сейчас? Кому я могу помочь? Как я могу увеличить количество добра?
Именно это и сказал Йосеф фараону.
Фараон видел только отдельные детали. Он видел толстых и истощенных коров, тучные колосья и увядшие. Но Йосеф видел за ними гораздо больше. Как ему это удавалось?
«И сказал Йосеф фараону: «Сон фараона один; что Всесильный сделает, то возвестил Он фараону».2
Оба сна имеют одинаковое значение: хорошие и плохие годы — это части одной истории.3 Что это значит? Обе крайности — и времена особого изобилия, и период голода — дают нам возможность проявить себя, наполнить этот мир светом и помочь другим.
В этом и было ключевое понимание снов Йосефом, и оно отражает его общее отношение к жизни:
Каждая душа похожа на швейную иглу.4 Подобно острию иглы, которое обладает способностью проникать в ткань и сшивать ее фрагменты вместе, у нас есть способность проникать сквозь внешнюю оболочку явления и обнаруживать, что все происходящее в мире — это всего лишь проявление единого Бога.
Перед своей смертью праотец Яаков произносит персональное благословение каждому из 12-ти сыновей. Йосефу он сказал: «Бен порат Йосеф» — «Милый сын — Йосеф». Слово «порат» (פרת), которое использует Яаков для описания очарования и красоты сына, состоит из тех же букв, что «потер» (פתר), толкователь, и «тофер» (תפר), шитье.
Когда человек учится правильно (פתר) интерпретировать свою жизнь, (תפר) сшивая все детали в одну историю, тогда вся она — каждая ее часть — становится (פרת) чарующей и прекрасной.5
Сноски
- Берешит, 41:15.
- Берешит, 41:25.
- См. Бен Иш Хай, Дразот Милец.
- Сиха, 20 Ава, 5749.
- Адапт. из Тора Ор, Ваешев, и Торат Хаим, Ваехи.