Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Когда ребенок считается достаточно взрослым, чтобы соблюдать пост?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Как известно, в еврейском календаре есть 6 общественных постов: пост Гедалии, Йом Кипур, 10-е Тевета, пост Эстер, 17-е Тамуза и 9-е Ава. Существует распространенный миф о том, что дети должны начинать полностью соблюдать их законы, начиная с того из них, который приходится за три поста до их совершеннолетия, барбат-мицвы — не раньше и не позже. То есть, например, если день рожденья у ребенка приходится на конец месяца Адар, то он должен в год перед своим совершеннолетием соблюсти Йом Кипур, 10-е Тевета и пост Эстер.

Тем не менее, доказательств этой точки зрения нигде не приводится и понять, на основе чего она сформировалась, невозможно. Так в же какой момент и каким образом дети должны начинать поститься, согласно мнению наших мудрецов?

Хотя фактически до достижения барбат-мицвы подростки не обязаны соблюдать все заповеди, мы, как их наставники, должны начать рассказывать им о законах иудаизма раньше этого срока, чтобы к совершеннолетию они уже понимали, что и как нужно делать.

Ответ на вопрос, когда именно стоит начинать этот образовательный процесс (хинух), зависит от самих заповедей. Например, что касается зажигания шабатних свечей или надевания цицита, речь идет о возрасте около трех лет (или младше). Но что насчет постов?

Конечно, перед любым обсуждением рекомендаций по поводу приучения детей к соблюдению постов важно отметить, что не все люди, вне зависимости от возраста, имеют физическую возможность поститься. Поэтому, несомненно, если существует хоть какая-либо опасность для здоровья ребенка, он поститься не должен (это правило в подавляющем большинстве случаев касается и взрослых).

Итак, говоря о постах, давайте начнем с самого строгого из них, Йом Кипура — единственного из всех, о котором написано в Торе.

До девяти лет: не постимся

До девяти лет дети не обязаны страдать от отсутствия еды в Йом Кипур. И даже если они сами хотят поститься, нам следует их отговаривать, чтобы они не подвергали себя опасности.1

Некоторые считают, что в наше время, если дети этого возраста хотят соблюсти пост в течение нескольких часов, принято, что им разрешают это сделать, если голодание не принесет вреда их здоровью и они физически на это способны.2

Девять-десять лет: тренируемся

Здоровый ребенок должен начинать привыкать к соблюдению постов, достигнув возраста девяти лет, а более слабый — десяти.3 Существует постановление мудрецов об обязанности приучать детей постепенно увеличивать время поста. Сначала они должны съедать свой завтрак на час позже, чем обычно, затем еще позже и так далее, постепенно доходя до воздержания от пищи в течение всего дня.4

Одиннадцать-двенадцать лет: постимся

По некоторым мнениям, к тому моменту, когда детям (вне зависимости от пола5) исполнится одиннадцать лет, они уже должны быть приучены поститься в Йом Кипур в течение всего дня. Однако все же есть те, кто считают, что даже в этом возрасте подросткам не стоит поститься дольше, чем несколько часов.6

В подавляющем большинстве случаев мы следуем первому (более строгому) мнению. Однако в ситуации, когда у детей, не дай Бог, слабое здоровье, можно положиться на второй подход, и им не нужно будет поститься целые сутки. Как правило, считается, что в наше время люди в целом менее выносливы, чем когда-то, и поэтому принято не устрожать в том вопросе, что дети возраста 11 лет должны соблюдать пост полностью (если, конечно, нет точных данных, что ребенок здоров и достаточно силен, чтобы продержаться без еды весь Йом Кипур).7

4 малых поста

Собственно говоря, по мнению многих галахических авторитетов, даже детям, почти достигшим совершеннолетия, нет необходимости поститься не только во время четырех так называемых “малых” постов (Поста Гедальи, 10-го Тевета, Поста Эстер, 17-го Тамуза), но и даже 9-го Ава.8

Тем не менее, в некоторых общинах есть обычай побуждать детей поститься наравне со взрослыми, если они выносливы и здоровы. В особенности это касается поста 9-го Ава, который считается более строгим, чем остальные четыре.9

Сладости и лакомства

Хотя, как мы уже упоминали, детям до определенного возраста рекомендуется в течение поста хотя бы что-то съедать, тем не менее, в вопросах предпочтительного меню мы стараемся свести к минимуму употребление в эти дни сладостей и других лакомств. Особенно это касается тех детей, которые уже достаточно взрослые, чтобы начать осознавать смысл и серьезность этих траурных дней.10

Так пусть же мы удостоимся заслужить, чтобы уже в скором времени пришел Машиах и настал период полного Избавления еврейского народа, когда все дни наших постов превратятся в дни радости и счастья, как сказал пророк Зхарья: «Так сказал Господь Воинств: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими»!11


Сноски

  1. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 616:10.
  2. См. Эйшел Авраам, Орах Хаим, 616; Пискей Тшувот, 616:2.
  3. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 616:4.
  4. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 616:5.
  5. Хотя девочки становится обязанными в соблюдении заповедей на год раньше, чем мальчики, они не должны приучаться поститься раньше. Таким образом, получается, что мальчикам следует начинать соблюдать пост за два года до того, как они становятся обязаны это делать, а девочкам — за год. См. Мишна Брура, 616:6.
  6. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 616:6.
  7. Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 616:6,11.
  8. Мишна Брура, 550:5; см. так же Шулхан Арух а-Рав, 616:9, где сказано, что 13-летний подросток, у которого еще не начали расти лобковые волосы, не должен поститься в траурные дни, установленные мудрецами. Однако не совсем ясно, включает ли это постановление воздержание от еды в течение хотя бы нескольких часов или нет. Некоторые пишут, что пост 9-го Ава во многом напоминает Йом Кипур, а потому должен выделяться по строгости соблюдения даже для подростков; однако большинство мнений, в том числе, указанные в Шулхан Арух а-Рав и Мишна Брура, придерживаются позиции, что в отношении обязанности приучать ребенка к посту он аналогичен “малым” постам, установленным мудрецами.
  9. См. При Мегадим, Мишбецот Заав, 616:1; Каф а-Хаим, 554:23; Арух а-Шулхан, 554:2; см. также Пискей Тшувот, 554:9, и Нитей Гавриэль, Бейн а-Мецарим, 64:2.
  10. Хотя некоторые (см. Мишна Брура, 550:5) пишут, что мы должны кормить детей в эти дни лишь хлебом и водой, в основном принято давать им обычную будничную еду и просто избегать особых лакомств и сладостей (см. Биркей Йосеф, 549:1; Каф а-Хаим, 550:9).
  11. Зхарья, 8:19. На основании этого упоминания в Танахе считается, что во времена Машиаха, когда будет построен Третий Иерусалимский Храм, все посты, установленные в память о разрушении первых двух Святых Храмов, будут отменены.
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому