Колодец Мирьям — это название источника, который чудесным образом обеспечивал сынам Израиля пресную воду и сопровождал их в течение 40 лет, пока они странствовали по пустыне. Почему он так называется? И что случилось с колодцем после того, как евреи вошли в землю Израиля?
Заслуга Мириам
Про конец 40 лет странствий еврейского народа по пустыне Тора говорит нам: «И пришли сыны Израиля, все общество, в пустыню Цин в первый месяц, и разместился народ в Кадеше, и умерла там Мирьям, и похоронена была там. И не было воды для общества, и собрались они против Моше и Аарона».(1)
Сопоставляя смерть Мирьям и нехватку воды мудрецы Талмуда делают вывод, что все предыдущие 40 лет у евреев был стабильный источник воды, и существовал он в заслугу Мирьям.(2)
Талмуд объясняет, что три особых подарка Небес, которыми евреи обладали в пустыне — колодец с пресной водой, защита Облаков Славы и ман — сопровождали народ в течение 40 лет в заслугу Мирьям, Аарона и Моше соответственно.(3)
Почему в заслугу Мирьям был именно колодец? В чем особая связь пророчицы с водой?
Зоар объясняет, что когда мать Моше, Йохевед, вынуждена была положить его в просмоленную тростниковую корзину и опустить в воды реки Нил, его сестра Мирьям спряталась рядом в камышах и наблюдала, чтобы малыш был в безопасности.(4) А Мидраш проводит параллель между колодцем и хвалебной песнью, которую воспела Мирьям при разделении Красного моря и переходе через него. Поскольку она была всем сердцем благодарна Всевышнему за чудо, которое произошло с водой, Бог вознаградил ее так же с помощью воды, за которую еврейский народ вознес впоследствии еще больше хвалебных песен.(5)
Происхождение колодца Мирьям
Хотя колодец и был послан евреям в заслугу Мирьям, Мишна перечисляет его среди десяти уникальных вещей, созданных в сумерках накануне первого шаббата после сотворения мира, наряду, например, с устами ослицы Билама, радугой и “устами” земли, поглотившими Кораха и его сообщников.(6)
По словам Мидраша, «колодец» фактически был скалой, по форме напоминавшей сито. Она двигалась вместе с народом во время всех его странствий, и когда евреи останавливались, скала погружалась глубоко в песок. Руководители колен подходили к ней, и возвещали: «Поднимись, колодец», и он поднимался.(7) Некоторые комментаторы объясняют, что сама скала фактически не передвигалась с ними; скорее, речь о том, что поток воды, который бил из этой скалы, возникал каждый раз в новом месте, где оказывались евреи.(8)
Именно из этой скалы Моше впервые извлек воду, когда еврейский народ жаловался на нехватку воды (в книге Шмот), и это та же самая скала, по которой Моше ударил после смерти Мирьям, чтобы снова дать воду бунтующему народу (в книге Бемидбар).
Песнь о колодце
В стихах, рассказывающих о странствиях еврейского народа, мы находим довольно загадочный инцидент:
«… и потоки Арнона, и течение потоков, которые спускаются до Ара и протекают вблизи границы Моава. А оттуда двинулись сыны Израиля к колодцу, к тому колодцу, о котором сказал Бог, обращаясь к Моше: «Собери народ, и Я дам им воды».
Тогда воспел Израиль песню эту:
«Наполняйся, колодец, пойте ему: колодец, который выкопали князья, вырыли вожди народа жезлом, посохами своими!»
Из пустыни двинулись они в Матану.
А из Матаны в Нахлиэль, а из Нахлиэля в Бамот.
А из Бамота в долину, которая в полях Моава на вершине Писги, что видна над пустыней».(9)
Мудрецы объясняют, что колодец в этой песне — это колодец Мирьям, и песня была исполнена из-за чуда, произошедшего с колодцем.
Эмореи, зная, что еврейский народ должен будет пройти через определенную долину, собрали большое войско. Некоторые из солдат скрывались в многочисленных пещерах на склонах горы, а другая группа ожидала еврейский народ в долине внизу, надеясь, что таким образом они устроят евреям неожиданную засаду и сверху, и снизу, когда те пройдут через долину.
Однако Бог устроил так, что народ вообще не спустился в долину, а остался сверху. Затем Он повелел скалам по обеим сторонам долины сойтись, соединившись вместе, и выступы одной горы совпали с пещерами другой, сокрушив таким чудесным способом полчища эмореев, скрывавшихся внутри ущелий.
Затем вода из скалы, являвшейся колодцем Мирьям, стекла вниз по долине и, превратившись в бурлящий поток, уничтожила всех людей, которые поджидали евреев там, как это произошло с египтянами, войска которых были разгромлены при переходе через Красное море. Фактически, Тора сравнивает эти два события, когда рассказывает о могущественных делах Бога, защищающего еврейский народ.(10)
Поскольку еврейский народ переправлялся через горы, люди не знали обо всех произошедших чудесах, благодаря которым им удалось спастись, поэтому Бог сказал: «Я дам им возможность увидеть, как много Я совершил для них!» Поэтому после этого Он направил воду потока из колодца в пещеры, чтобы вымыть оттуда то, что осталось от эмореев. Когда еврейский народ с вершины горы увидел это, евреи поняли, какое великое чудо Бог сотворил для них, и вознесли хвалебную песнь.(11)
Что случилось с колодцем Мирьям?
У каменистых берегов озера Кинерет (Тиберианского моря) в Израиле расположен город Тверия.
Согласно одному из мнений Талмуда, как только Моше скончался, колодец (вместе с Облаками Славы и маном) «исчез».(12)
В другом месте Талмуд говорит нам, что «тот, кто хочет увидеть колодец Мирьям, который сопровождал еврейский народ на протяжении всего его пребывания в пустыне, должен сделать следующее: ему необходимо подняться на вершину горы Кармель и посмотреть вокруг [на Средиземное море], и он увидит скалу в море, похожую на сито — это и есть колодец Мирьям».(13)
Однако другие источники говорят, что колодец Мирьям вообще находится в Галилейском море (еще одно название озера Кинерет). Мидраш рассказывает:
Когда-то был человек с некой кожной болезнью, который спустился, чтобы погрузиться в воды Кинерета. Колодец Мириам явился ему, и человек был исцелен. Где можно найти информацию об этом? Рабби Хия бар Аба сказал: «Написано об этом: «… что видна над пустыней (букв. «над Йешимоном»)».(14) Для тех, кто поднимается на гору Йешимон (пустынную территорию, расположенную к северо-востоку от Мертвого моря), есть шанс увидеть что-то вроде небольшого сита в Галилейском море — и это колодец Мирьям».(15)
Рабби Хаим Виталь, главный ученик рабби Ицхака Лурии, Аризаля, дает более точное местоположение для колодца Мирьям:
«Когда вы идете по берегу Тиберианского моря по направлению к горячим источникам Тверии, в самой середине пути, в месте, где на берегу моря много пальм, параллельно башне, которая находится на вершине горы — там будет находиться колодец Мирьям»(16)
Пить из колодца после шаббата
Существует древний обычай черпать и пить воду из колодца или природных источников после шаббата. Это основано на высказывании мудрецов о том, что воды колодца Мирьям проходят через все колодцы и природные источники на исходе каждого шаббата, и «каждый, кто сталкивается с этим и пьет эти воды, немедленно исцеляется от всех своих страданий. Поэтому люди привыкли черпать воду из источников каждый субботний вечер, так как таким образом у них есть шанс получить благословение колодца Мирьям».(17)
Хотя мы упоминали о том, что именно колодец появился в заслугу Мирьям, по правде говоря, наши мудрецы говорят, что и самого Исхода из Египта, полного удивительных чудес, народ Израиля удостоился в заслугу праведных женщин во главе с Мирьям.
И даже окончательное искупление во времена Машиаха так же будет даровано в заслугу праведных женщин — пусть оно придет в скором времени, в наши дни!
Сноски
- Бемидбар 20:1-2.
- Талмуд, Таанит 9a.
- Там же.
- Зоар 3:103a; см. также комментарий Рабейну Бехайе на Шмот 2:4.
- Мидраш, Бемидбар Раба 1:2.
- Пиркей Авот 5:6.
- Мидраш, Бемидбар Раба 1:1.
- Рабби Йеуда Лёв (Маараль из праги) в Дерех Хаим 5:6.
- Бемидбар 21:14-20.
- См. Бемидбар 21:14: «И поэтому сказано в книге Войн Бога: «Вахев в {море} Суф и потоки Арнона». Суф — это название из Торы Красного моря.
- Мидраш Танхума, Хукат 20; Бемидбар Раба 19:25. См. однако также комментарий Раши на Бемидбар 21:17-20, где он дает другое описание этого чуда.
- Талмуд, Таанит 9a.
- Талмуд, Шабат 35a.
- Бемидбар 21:20.
- Мидраш, Ваикра Раба 22:4, и Коэлет Раба 5:8; См. также Иерусалимский Талмуд, Келаим 9:3.,
- Шаар ха-Гилулим ха-Кадма 37.
- См. Коль бо 41; Раввин Моше Иссерлес, Шулхан Арух, Орах Хаим 299:10; Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим 299:20.