«Ибо народ святой ты у Г-спода Б-га твоего»
Дварим (7:6)
Правдивым человеком был рав из Шинова, автор книги «Диврей Иехезкель». В жизни своей он не сказал ни слова лжи, и терпеть не мог лжи ближнего. В то время были распространены медные подсвечники. Однажды побывал он в доме богача и увидел великолепные серебряные подсвечники. Сказал он богачу: «Не выношу я этого, серебряные подсвечники приводят к гордыне». Ответил богач: «Пусть успокоиться рав, они лишь посеребренные». Потемнело лицо рава: «В самом деле? Тогда здесь и гордыня, и ложь». …Однажды рав должен был написать письмо одному из глав поколения, руководителю общины Израиля. Самая трудная часть касалась званий. Сидел он и колебался. Что написать? Было принято начинать словами: «В честь святого «рава-праведника», но это строка содержит в себе подводные камни. Как он может написать «в честь святого», ведь написано: «Сказала шунамитянка мужу: «Вот, теперь я узнала, что это святой человек Б -га приходит к нам постоянно» (Млахим, 2:4-9). Спрашивает Гмара: откуда она узнала, что он свят? Ведь святость – это внутреннее ощущение, и кто может свидетельствовать о нем?
Продолжим, «рав-праведник» – ведь известно, что написано в начале книги Тания: тот, кто не совершил ни одного греха и исполняет все заповеди, определяется только как «средний». А праведник – это человек, превративший свое злое начало в доброе. Превратил тьму в свет, горькое в сладкое, он желает только добра, и гнушается зла. А кто может сказать о себе подобное?! Так сидел рав и колебался и сомневался, что написать. Пока он раздумывал, в комнату вошел его старший сын, рав из Стропково. Увидел он, что отец мучается, и спросил его о причине. Высказал рав свои сомнения. Сказал ему сын: «Праведник, ведь святое писание говорит «а народ твой все праведники» (Ишаяу, 60:21). И святой – конечно, он свят, как сказано в Гмаре (Трактат Хулин, 92), что запрещенное сухожилие нельзя есть, а жир вокруг него – разрешено. Но святые евреи запрещают себе это. Тот рав не ест жир вокруг запрещенного сухожилия, и свидетельствует Гмара, что свят он». …Обрадовался рав, сел и написал письмо с легким сердцем.
Вот такая случилась история. У нас, слава Б -гу, нет такой тревоги. Мы не обидимся, если напишут о нас «рав», не говоря уже о «святой рав».
…Но минуточку. Почему бы, в сущности, и нет? Пусть мы не праведники, да и нет в Торе заповеди быть праведником. Достаточно того, что будем «средними». Хватит того, что мы исполняем заповеди, и нет у нас грехов. Но святым человек быть обязан. Это обязанность из Торы: «Святыми будьте» (Ваикра, 29:2), это исполнительная заповедь.
Каждый день и не один раз в день мы говорим: «И будьте святы пред Б -гом вашим» (Бемидбар, 15:40). Разве мы не евреи, исполняющие заповеди, соблюдающие Субботу, кашрут, 613-ть заповедей?
Но это ведь ясное повеление! Это определение, данное еврейскому народу в нашей главе: «Ибо народ святой ты у Г -спода Б -га твоего» (Ваэтханан, 7:6). «Израиль – святые они» (Трактат Шабат, 80), и это наша суть. «И освящайтесь, и будете вы святы» (Ваикра, 11:44) – это главное и принципиальное повеление. Вы нас убедили. И мы готовы выполнять эту исполнительную заповедь. Но что это за заповедь? Как ее исполнять? И так пишет автор книги «Ор ахаим», благословенна память праведника: «Когда приходит в его руки грех – пусть удалится от его совершения, и этим выполнит заповедь, которую нам приказано исполнять речением «святыми будьте». И пусть извлечет из памяти эту заповедь на языке святых, сказав, что каждый, исполняющий эту заповедь, называется святым». И время этой заповеди – прежде всего летом. В наступающем отпуске. Будем «оберегать глаза» (от нескромных взглядов), воздержимся от того, чтобы идти в нескромные места, и выполним заповедь из Торы. И сделаем еще один шаг к святости