Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Основание Государства Израиль — 6 свидетельств современников

К 78-й годовщине провозглашения независимости Израиля, которая по григорианскому календарю в этом году приходится на 14 мая. Вспомним свидетельства современников, как в 1948 году евреи боролись за свои права.

Та далекая пятница, 14 мая 1948 года, преобразила обеспокоенную еврейскую общину Израиля, принеся в нее искру надежды. В этот день истекал срок действия британского мандата над Палестиной. Армии арабских стран, соседствующих с потенциальным новым государством, предупредили, что сразу же начнут вторжение, если евреи решат провозгласить независимость. Иерусалим, Хайфа, Тель-Авив и другие еврейские населенные пункты уже находились под обстрелом снайперов.

Однако в 16.00 в Тель-Авиве лидеры Еврейского народного совета все равно собрались вместе, это было в художественном музее. А поскольку приближался Шабат, они хотели убедиться, что их знаменательная встреча завершится вовремя, и люди смогут вернуться домой до захода солнца.

Торжественным тоном Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, провозгласил «создание еврейского государства на Земле Израиля — Государства Израиль».

По всей стране у потрескивающих от радиоволн приемников евреи слушали эти исторические слова, затаив дыхание. Свершилось! Впервые за 1878 лет у еврейского народа появилась своя национальная родина на Святой Земле древних предков.

Следуя своему обещанию, армии 5 соседних арабских стран начали нападение. Журналист Дэниел С. Чертофф отметил, что объявление независимости было похоже на выстрел стартового пистолета для заранее запланированных боевых действий — Египет, Иордания, Сирия и Ирак немедленно объявили войну и начали атаку. (Саудовская Аравия также отправила своих солдат для вторжения в Израиль, только под командованием египетских генералов.)

Это массовое нападение арабского мира на евреев, продолжавшееся в течение нескольких месяцев, «сразу же превратилось в полномасштабное столкновение армий».

И вот рассказы 6 очевидцев о том первом Дне независимости Израиля.

Джордж Адлер — человек, переживший Холокост

Родившись в Венгрии в 1932 году, Джордж Адлер попал в жернова Холокоста, будучи еще ребенком, а, пережив его ужасы, в 1947 году отплыл в сторону Израиля на корабле Эксодус, который перевозил таких же выживших, как он. Однако судно было перехвачено британцами и возвращено назад.

Проведя какое-то время под стражей британцев в Германии, юный Адлер в 1948 году каким-то образом все же сумел оказаться в Израиле и потом вспоминал спонтанные празднования, вспыхнувшие после заявления Бен-Гуриона.

«Мы танцевали на улице. Это было похоже на то, когда закончилась Вторая мировая война. Все были счастливы».

Однако счастье парня, к сожалению, было недолгим. Уже на следующий день, вспоминает он, «началась стрельба». И 16-летний Джордж добровольно присоединился к армии обороны Израиля.

Голда Меир — будущий премьер-министр Израиля

В 1948 году Голда Меир была ключевым членом администрации руководства Израиля. Она родилась в 1898 году в Киеве, но вскоре ее семья бежала от погромов в Америку. В ключевой день она находилась на том самом собрании, где Давид Бен-Гурион провозгласил Израиль независимым государством.

Голда Меир подписывает Декларацию независимости Израиля

«Государство Израиль! Глаза мои наполнились слезами, руки дрожали. Мы этого добились. Мы сделали реальностью еврейское государство, — и я, Голда  Мабович-Меерсон, дожила до этого дня. Что бы ни случилось, какую бы цену ни пришлось за это заплатить, мы воссоздали Еврейскую Родину.

Долгое изгнание кончилось. Отныне мы будем жить в стране своих отцов не потому, что нас соглашаются здесь терпеть; теперь мы — такая же нация, как другие…

Пока Бен-Гурион читал, я опять думала о своих детях и о детях, которые у них родятся, как их жизнь будет не похожа на мою и как теперь изменится моя собственная жизнь. Я думала о своих коллегах в осажденном Иерусалиме, которые, собравшись в помещении Еврейского Агентства, сейчас слушают торжественное заседание по радио…

Как и следовало ожидать, вечер не принес нам успокоения… Да, мы теперь независимы, но через несколько часов у нас начнется война…

В субботу перед рассветом я увидела в окно фактическое начало Войны за Независимость: четыре египетских «Спитфайра» прожужжали над городом, направляясь бомбить тель-авивскую электростанцию и аэропорт — это был самый первый воздушный налет.

Затем, несколько позже, я увидела, как в тель-авивский порт свободно и гордо вошел корабль с еврейскими репатриантами — уже не «нелегальными». Больше никто не охотился за ними, не гнал их, не наказывал за то, что они приехали домой».1

Йеуда Авнер — израильский политический деятель и дипломат

В момент провозглашения независимости еврейского государства Йеуда Авнер (который в 1980-е станет послом Израиля в Великобритании, а потом — в Австралии) был 20-летним добровольцем в подпольной еврейской военной организации Агана, которой было поручено защищать западную окраину Иерусалима от нападений арабов.

Одним из его товарищей в этой борьбе стал Леопольд Малер, скрипач, бежавший из нацистской Германии. Он был внучатым племянником известного композитора Густава Малера. Оказавшись отрезанными от остальной части Иерусалима, группа Авнера не могла точно знать, действительно ли Бен-Гурион провозгласил независимость. Тогда они отправили Малера на разведку в центр города, чтобы выяснить все подробности.

Он вернулся на оборонительную позицию своего подразделения около полуночи с бутылкой израильского вина, которую нашел в опустевшем центральном полицейском участке британцев.

— Бен-Гурион провозгласил независимость, да или нет? — вне себя от эмоций спросил Элиша Линдер.

Малер глубоко вздохнул и торжественно сказал:

— Давид Бен-Гурион провозгласил независимость сегодня днем в Тель-Авиве. Еврейское государство возникнет в полночь.

Наступила мертвая тишина. Казалось, даже воздух застыл. До полуночи оставалось всего несколько минут… А потом воздух взорвался радостными слезами и смехом. Грудь каждого из нас наполнялась ликованием, когда мы размахивали руками и обнимались, во все горло ревя национальный гимн.

— Эй, Малер! — закричал Элиша, стараясь перекричать шумиху. — Наше государство — как оно называется?

Скрипач беспомощно оглянулся.

— Я не знаю. Я как-то не подумал спросить…

— Ты не знаешь?

Малер помотал головой.

— Как насчет Иудеи? — предложил кто-то. — В конце концов, царство царя Давида называлось именно так — Иудея».

— Сион! — воскликнул другой. — Это очевидный выбор.

— Израиль! — крикнул третий. — Что вам не нравится в этом варианте?

— Выпьем же за это, — с восторгом сказал Элиша, откупоривая бутылку вина и наполняя жестяную армейскую кружку до краев. — Лехаим нашему новому государству…

— Подождите! — закричал хасид, которого все знали как Нусена-хазана, кантор по призванию и самый старательный доброволец из Меа-Шеарим, ультраортодоксального района Иерусалима. — Это же Шабат. Сначала надо произнести Кидуш.

В образовавшейся тишине наша толпа собралась вокруг него, а Нусен сжал кружку в руке и на приятный канторский мотив начал нараспев «Йом а-шиши» — благословение, освящающее шестой, субботний, день.

По мере того, как священные стихи слетали с губ Нусена, поднимаясь к более высоким сферам субботнего блаженства, его голос становился все громче и мелодичнее, октава за октавой. Глаза зажмуривались еще больше, чаша поднималась все выше. Так, завершая Кидуш словами: «Благословен Ты, Господь, освящающий субботу», он встал на цыпочки, его рука напряглась и, раскачиваясь взад и вперед, дрожащим от волнения голосом, он торжественно добавил ликующее праздничное благословение, отдавая дань уважения первому дню независимости, «Шеехеяну» — «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени».

— Амейн!2 — раздались дружные голоса.

Ципора Порат – боец Аганы

Ципи Порат была американской студенткой, когда в 1947 году приехала в Землю Израиля, чтобы поступить в Еврейский университет в Иерусалиме. Однако в преддверии войны, она, как и многие, присоединилась к Агане и уже как боец сражалась вместе с другими евреями, защищавшими Иерусалим.

Ниже приводится письмо, которое она отправила своей семье в Америку 15 мая 1948 года, на следующий день после основания Израиля.

«Дорогая семья… Осознание всей важности этого дня оказалось для меня немного утеряно в бесконечной череде быстро сменяющихся событий, охвативших Иерусалим. Британцы действительно уходят. Мы отчаянно сражаемся, чтобы захватить их боевые укрепления… Последние три дня мы были в полной боевой готовности, и сейчас РЕШАЮЩИЙ ЧАС.

Мы с нетерпением ждем возвращения отрядов парней, отправленных сегодня на бой. Среди них много дорогих мне друзей… Что я здесь делаю? Заведую медпунктом… Все, что у нас есть, готово – одеяла, бинты, немного коньяка, все готово для… не знаю для чего.

Сегодня днем был сильный минометный обстрел из 25-фунтовых гаубиц или даже чего-то покрупнее. Сегодня ночью может быть воздушная бомбардировка…»3

Хаим Герцог — будущий президент Израиля

В 1948 году Хаим Герцог был 30-летним офицером разведки. В 1930-е годы он служил в Израиле, во времена Второй мировой войны — в британской армии, после чего вернулся в Святую Землю и стал одним из лидеров Аганы.

14 мая Иерусалим подвергся жестокой, продолжительной атаке со стороны арабских войск.

Герцогу было приказано отправиться в дом генерального консула Франции Рене Невиля в Иерусалиме – человека крайне эмоционального, и попытаться договориться с ним о прекращении огня. Дом Невиля располагался на нейтральной территории между войсками евреев и иорданцев.

«Я знал, что Бен-Гурион объявит о создании еврейского государства в тот же день… В 4 часа дня, когда все сидели угрюмые и напряженные, слушая обстрелы и ожидая очередного телефонного звонка из Старого города, который сообщил бы нам, что арабы согласились временно прекратить огонь, я объявил Невилю и Ньювенюису (генеральному консулу Бельгии Жану):

— Я хочу разъяснить вам, что с этого момента я представляю еврейское государство, независимость которого только что была провозглашена.

Этого Невилю было более чем достаточно, чтобы начать очередную истерику. Он сразу же разразился обличительной речью против нас…

Внутри французского консульства я не чувствовал себя таким уж независимым. В открытые окна залетали пули, и к ночи шестеро из нас получили ранения.

В отличие от своего мужа, Мадам Невиль сохраняла спокойствие на протяжении всего собрания и даже принесла импровизированный перекус для тех, кто находился в нашей переговорной. Несмотря на крайнюю опасность, она не забыла подать хорошее французское вино. Чтобы его налить, она, стараясь не попасть под обстрел, буквально проползла по полу.

После наступления темноты — и очередного прекращения огня — я предложил попытаться вернуться в еврейскую (часть) города. Я хотел взять с собой всех, кто этого хотел, включая раненых…»4

Репортаж в Newsweek от 14 мая 1948 года

Именно издание Newsweek первым сообщило о провозглашении Давидом Бен-Гурионом еврейского государства и о признании этого нового государства президентом США Гарри Трумэном всего 11 минут спустя после вступления решения в силу, а также о последовавших за этим празднованиях на улицах Тель-Авива:

«… невысокий мужчина с взлохмаченными седыми волосами стоял в главной современной галерее двухэтажного Тель-Авивского художественного музея на бульваре Ротшильда. Он медленно произнес:

— Настоящим мы провозглашаем создание еврейского государства… которое будет называться Израилем.

Так Давид Бен-Гурион, председатель Национального совета Палестины, а теперь премьер-министр Израиля, довел до кульминации полувековую борьбу евреев за воссоздание своей древней родины.

В Тель-Авиве на всех зданиях засверкали еврейские флаги, откуда ни возьмись появились автомобили с еврейскими номерами, а в кафе офицеры Аганы уже один за другим поднимали бокалы, провозглашая тосты.

Той ночью на улицах Тель-Авива царила тьма, но за закрытыми дверями торжества продолжались. Незадолго до полуночи, когда Израиль был основан официально, двери распахнулись — и на улицы снова хлынули ликующие толпы».

Сноски

  1. Отрывок из книги Голды Меир «Моя жизнь», 1975.
  2. Отрывок из книги Йеуда Авнера «Премьер-министры», 2012.
  3.  Отрывок из книги Ципоры Порат «Письма из Иерусалима, 1947-1948», 1987.
  4. Отрывок из книги Хаима Герцога !Живая история: воспоминания», 1997.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (3)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому