Два поколения назад, до изобретения антибиотиков и пеницилина, эпидемии губили массы народа. По инициативе Хафец Хаима была открыта еврейская больница в городе Лида. Всех богатых и влиятельных людей города позвали на съезд, и Хафец Хаим произнес перед ними пламенную речь.
Он говорил о тяжелом положении больных, об их духовных страданиях, когда они вынуждены ложиться в нееврейскую больницу, где монахини служат медсестрами, а больных кормят некошерным мясом. Богачи открыли свои сердца и кошельки. Один пожертвовал кровать, другой – две кровати, а кто-то и целых десять.
Ученикам местной ешивы стало известно о том, что праведник в городе, и они пришли к залу собраний и встали у входа, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на святого гаона. Но когда он их увидел, его лицо засияло, и он сердечно пригласил их войти внутрь и поздоровался лично с каждым.
Богатым гостям не понравилось, что он отвлекается от темы и игнорирует их, уделяя все внимание ученикам. Один из богачей набрался смелости и спросил с сарказмом: «Раби, сколько кроватей пожертвовали эти юноши для больницы?»
Хафец Хаим вознегодовал и тотчас ответил: «О чем ты говоришь?! Каждый из них дал пятьдесят кроватей!»
Пятьдесят кроватей – это немалое состояние. Среди гостей не было такого, кто пожертвовал бы столь солидную сумму. Откуда же эти бедные ученики достали такое имущество?
Хафец Хаим заметил воцарившееся изумление и продолжил свою речь: «Все верно! Каждый из них пожертвовал пятьдесят кроватей и даже больше! Ведь на кроватях, которые вы даете, будут лежать страдающие больные, измученные и стонущие. Кто знает, сколько из них оправятся от своих недугов. А учащиеся ешив занимаются Торой, которая защищает и спасает. В заслугу их учебы меньше людей будут болеть, и это сэкономит кровати в больнице!…»