Начиная с первой субботы после праздника Песах и на протяжении всех летних суббот, существует обычай после дневной молитвы Минха читать главы одного из самых известных трактатов Мишны – «Поучения отцов» – Пиркей авот. Каждую субботу читают по одной главе, и, по достижении шестой главы, начинают чтение Пиркей Авот заново. Таким образом, в период счета Омера прочитывают весь трактат, а затем, до Рош-ѓа-Шана, успевают прочесть его еще три раза.
Принимай каждого с улыбкой
Шамай говорил: «изучение Торы да будет твоим постоянным занятием; говори мало, но делай много; принимай каждого с выражением приветливости на лице». (Пиркей Авот, 1:15)
В большинстве историй про Шамая и Ѓилеля мы привыкли к образу Ѓилеля, терпеливого, спокойного, мягкого старца, а Шамая – напротив – строгого и нетерпимого к тем, кто проявляет наглость и глупость.
Источник такого восприятия можно найти в трактате Шабат, 31а.
В этом свете высказывание Шамая о том, что надо «принимать каждого человека с приветливым выражением на лице», кажется, не совсем согласуется со сложившимся образом мудреца.
Это несоответствие разрешается следующим образом. Очевидно, что такой великий мудрец, как Шамай, не мог не выполнять заповедь «возлюби ближнего своего». Отчего же он, однако, бывал столь нетерпелив? Его нетерпение происходило вовсе не из недостатка любви к ближнему. Скорее, от его глубокого неприятия невежества и бестолковости. Он просто не был готов беседовать с людьми, не достигшими определенного уровня интеллекта и знаний.
Внимательно присмотревшись к высказыванию Шамая, запечатленному в мишне, мы увидим доказательство того, что сложившийся образ мудреца отнюдь не противоречит его словам. Шамай говорит «принимай», то есть, с самого начала он встречает человека с улыбкой, а уж потом, в течение беседы, он принимает решение: продолжать с ним разговор или не продолжать.
Слово «каждого» на иврите звучит как «коль адам», что может быть переведено и как «всего человека». Другими словами, если что-то конкретное в человеке вызывает твое неудовольствие, стоит посмотреть на него в целом и разглядеть его хорошие качества. Таким образом, мы сможем поприветствовать его с улыбкой.
Места на земле хватит всем!
В этом изречении можно увидеть намек на еврейское отношение к будущему каждого человека в этом мире. «Принимай каждого — младенца, родившегося на свет – с выражением приветливости на лице».
Идея ограниченности ресурсов нашей планеты чужда еврейскому мировоззрению. Мы не боимся, что людям может не хватить пропитания, если количество обитателей планеты увеличится во много раз.
Всевышний «потеах этядеха у-масбиа ле-холь хай рацон» – открывает Свою руку и насыщает все живое благодатью.
Б-г в самом прямом смысле дарует каждому ребенку все необходимое для жизни.
Не стоит ратовать за контроль над рождаемостью из страха истощения природных ресурсов. Еврей никогда не позволит себе впасть в заблуждение, что «войны нужны для того, чтобы контролировать рост населения».
Когда человечеству понадобилось больше топлива, чем могли давать людям древесные породы деревьев, Создатель открыл их глаза, и они обнаружили сначала уголь, а позднее – нефть. Впоследствии, благодаря Создателю, мы приблизились к познанию атомного ядра, и новые виды энергии расширили возможности человечества.
Б-г дарует людям многообразные ресурсы для жизни, и не стоит волноваться о том, что из-за роста численности населения, кому-то чего-то не достанется.
Встречай каждого человека с приветливым выражением на лице! Радуйся каждому младенцу, этому маленькому чуду, еще одной неповторимой личности, украсившей нашу планету. Ибо один человек – это как целый мир.
По мотивам книги «Этика с Синая», р. Ирвинга Бунима.