Любовь к Богу должна превышать любовь к любым материальным вещам. Ибо сказано: «Люби Господа Бога твоего… всеми силами твоими» (Дварим 6:5). То есть люби сильнее даже всего своего богатства. Бывают случаи, когда человек должен быть готов пожертвовать всем имуществом ради Бога, хотя он и не обязан отдавать свою жизнь.
Несмотря на то, что человек должен скорее разориться, чем осознанно нарушить заповеди, он не обязан тратить все свои средства на добрые дела. Практика уплаты двух десятин с урожая говорит нам о том, что Бог не хочет, чтобы мы отдавали более одной пятой (20 процентов) наших средств на религиозные нужды. Поэтому не нужно тратить больше одной пятой части своих денег, чтобы выполнить какую-либо предписывающую заповедь, даже если у вас больше никогда не будет шанса это сделать. Например, не нужно тратить больше указанной суммы на талит или тфилин, сукку или этрог во время Суккота или на мацу во время Песаха.
Пожертвования
Аналогично пятая часть дохода считается щедрым пожертвованием на благотворительные цели, и эту сумму не следует превышать. Запрещается впадать в нищету, отдавая все свое состояние на благотворительность, и тот, кто делает это, считается благочестивым глупцом, который приносит в этот мир разрушение. При этом в завещании в качестве пожертвования можно оставлять вплоть до одной трети своего имущества.
В любом случае не менее одной десятой дохода принадлежит Богу, и эти средства должны быть потрачены на пожертвования или иные религиозные нужды. Это мера была установлена еще Праотцами, ибо Яаков сам сказал Богу: «…от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит 28:22). Точно так же Талмуд учит, что мы должны отдавать одну десятую часть своего дохода в виде пожертвований: «Чти Г-спода от достояния твоего и от первых плодов всех твоих земных произведений» (Мишлей 3:9).
При острой необходимости в пожертвованиях или выполнении одной из заповедей нужно пожертвовать пятую или, самое меньшее, десятую часть своего имущества. Однако после первой уплаты на пожертвования следует отдавать лишь одну десятую от своего годового дохода. В любом случае очень богатые люди должны отдать столько, сколько необходимо.
Человек, который дает на пожертвования меньше одной десятой части своего дохода, считается скупцом.
Согласно Торе, подаяние милостыни есть предписывающая заповедь: «…не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему» (Дварим 15:7,8). Минимум, который необходим для выполнения этой заповеди, составляет одну треть шекеля в год. В Писании сказано: «И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шeкeля ежегодно для службы в храме Б-га нашего» (Нехемия 10:32). Эту сумму должны отдавать беднейшие из беднейших, ибо иначе они нарушат заповедь пожертвования. При этом человек со средним достатком, который жертвует менее одной десятой части своего дохода, считается скупцом.
Если кто-то привык отдавать свою десятину только в качестве пожертвования, он не может использовать эти средства для любых других религиозных целей. Однако он может тратить их на покупку религиозных статей или книг, которые он также будет отдавать бедным, при условии, что они действительно являются таковыми.