«И взял (призвал к себе) Корах, сын Ицhара сына Кеhата сына Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена» (Бемидбар, 16:1).
В статье Муж — голова, а жена шея мы привели слова мудрецов о том, что у женщины есть доминантное влияние в доме. Однако приведенное в трактате Авода Зара (30а), на первый взгляд, идет в разрез с этим утверждением. Там Талмуд рассказывает про жену праведного еврея, которая накладывала ему тфилин. Когда же она вышла замуж за разбойника, завязывала ему орудия для разбоя. Из этой истории мы видим, на первый взгляд, что мужчина занимает доминантное положение в доме, а жена под него «подстраивается».
Однако, если мы внимательно прочтем слова мудрецов, поймем, что нет противоречия между этими двумя высказывания: в мидраше говорится о праведной и грешной женщинах, а в Талмуде рассказывается о «простой» женщине – не праведной и не грешной. Если у женщины есть какое-то направление в жизни, и она настроена изменить своего мужа, то у нее много шансов преуспеть в этом. Однако женщина, которая не имеет своего направления в жизни, подстроится под мужа, и будет подобна нему.
И так мы видим, что, при желании, у женщины есть много шансов повлиять на мужа и изменить его. Почему же ее влияние на мужа большее, чем влияние мужа на нее?
Возможно, что это связано с тем, что женщины более постоянные, «статичные» в своей жизни. Поэтому пророк Ирмияу (31:21) говорит: «женщина будет окружать мужчину». Хорошая жена благодаря своей «статичности» помогает неспокойному мужу не выходить за определенные рамки и, тем самым, если будет желать этого, сможет помочь ему уверенно продвигаться в правильном направлении. Жена, подобно стенам дома, окружает своего мужа. И так свидетельствует о себе рабби Йоси (Шаббат, 118б): «Я всегда называю свою жену моим домом».
Об этой «статичности» женщин говорит и пророк Йешаяу, который обращается к ним со следующими словами (Йешаяу, 32:9): «Женщины беззаботные, встаньте, послушайте голоса моего! Дочери беспечные, внимайте речи моей!».
Объясняет Маараль («Друшей а-Тора»), что причина их «беззаботности» заключается в том, что женщины – создания более совершенные. Маараль утверждает, что только человек, которому чего-либо не достает, пребывает в постоянной тревоге, и он не может быть беззаботным. Беззаботность, спокойствие женщин, их упование на Б-га свидетельствуют об их совершенстве. По этой причине женщины и не обязаны выполнять предписывающие заповеди, связанные со временем. Женщина была создана, в основном, не для того, чтобы совершенствовать себя, а для того, чтобы помочь мужчине стать совершенным. Мы учим это из того, что сказал Б-г, создавая женщину (Берешит, 2:18): «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему эзер кенегдо». Основная цель создания женщины – привести мужа к совершенству. Мужчина и женщина вместе называются в Торе Адам – т.е. совершенный человек.
Сказанное поможет нам понять благословление, которое произносят женщины: «За то, что Он создал меня по своему желанию». Объясняет рав Шимшон Рафаэль Гирш, что имеется в виду, что Творец создал ее в соответствии с Его конечным желанием, т. е. совершенной.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«