Вопрос:
Шалом, рабби!
Меня всегда смущал тот факт, что в установленных каноном молитвах мы ссылаемся на «Всевышнего наших праотцов, Авраама, Ицхака и Яакова», не упоминая при этом праматерей — Сару, Ривку, Рахель и Лею. Единственный раз, когда о них вообще что-то говорится, это во время шабатнего благословения детей (да и то, наравне не с праотцами, а с сыновиями Йосефа, Эфраимом и Менаше).1
Почему же мы требуем у Всевышнего снисхождения, упоминая заслуги праотцов и словно забывая о праматерях? Разве они не были величайшими праведницами? Или в вопросах заслуг женщины не в счет и должны просто оставаться на заднем плане?
Ответ:
Каждый, кто допускает мысль о том, что еврейские женщины должны молчать и оставаться на заднем плане, никогда не бывал в настоящей еврейской семье.
И если вы прочитаете книгу Берешит, то увидите поистине ключевую роль, которую каждая из праматерей сыграла в формировании и становлении еврейского народа.
Тем не менее, в книге Шмот, когда Бог впервые открывает Себя Моше у горящего куста, Он говорит ему объявить сынам Израиля, что тот был послан им «Всесильным Богом Авраама, Всесильным Богом Ицхака и Всесильным Богом Яакова».2
Мы повторяем эти слова каждый раз, когда произносим соответствующую формулу в своих ежедневных молитвах,3 текст которых, с Божьей помощью, был составлен пророком Эзрой и мужами Великого Собрания.
Но почему? Почему Всевышний не открыл Себя как Бог Сары, Рахели, Ривки или Леи? Возможно, это связано с тем, что в наших праотцах было что-то уникальное, чего не было у праматерей.
И речь отнюдь не о человеческих качествах или духовном уровне.
Они представляли собой непрерывную цепь поколений.
Сыном Авраама и продолжателем его дела был Ицхак. Сыном Ицхака и продолжателем его дела был Яаков. Это были три следовавших друг за другом поколения приверженности иудаизму. Авраам был первым евреем. Ицхак был первым, кто родился евреем. А Яаков был первым внуком, который пошел по еврейскому пути.
Все праматери были еврейками “первого поколения”. А праотцы передавали друг другу веру и традиции.
Это очень-очень важно. Когда вера сохраняется три поколения подряд, она оставляет неизгладимый след на всем потомстве. До тех пор она все еще остается ненадежной. Путь Авраама избрал только один из его сыновей, Ицхак, но не Ишмаэль. Наследие Ицхака было передано Яакову, но не Эсаву. И именно Яаков, третье поколение евреев, завещал свое духовное наследие всем своим детям.
В истории человечества было много провидцев, святых и революционеров, которые выходили на мировую арену с большими идеями и желанием больших перемен. Но Авраам был первым, кто превратил это в семейное дело. И это то, что сделало его революцию вечной.
Поэтому мы упоминаем в молитвах именно праотцов. И вот, мы, 4000 лет спустя, все еще продолжаем молиться тому же Богу, что и они. Все из-за одного человека, который не только жил осмысленной жизнью, но и передал свое учение детям и внукам.
Сноски
- В Шабат вечером, перед чтением кидуша, принято благословлять своих детей. Благословение девочке начинается со слов “Да уподобит тебя господь Саре, Ривке, Рахели и Лее”, а мальчику — “Да уподобит тебя Господь Эфраиму и Менаше” (что является повторением части благословения Яаковом сыновей Йосефа, (Берешит, 48:20)).
- Шмот, 3:15.
- В первом благословении Шмоне-Эсре.