Вопрос:
Уважаемый рав!
Если мы знаем, что всего у еврейского народа есть 613 заповедей, то почему лишь десять из них были даны на Синае и чем они отличаются от остальных 603?
Ответ:
Чтобы понять, почему именно эти повеления Всевышнего выделены из остальных, нам сначала нужно разобраться с одним очень популярным заблуждением.
Хотя на многие языки мира их название обычно переводятся как «десять заповедей», на иврите оно звучит как «асерет а-диброт», буквально «десять речений». Так что, пожалуй, пришедшее из греческого языка слово «декалог», означающее «десять высказываний», является наиболее точным для определения темы и сути нашего обсуждения.
И это не просто семантика.
На горе Синай, вопреки распространенному заблуждению, евреи получили Тору полностью, включая все ее 613 ее заповедей, а не только избранные десять. Мидраш1 и классические комментаторы Торы придерживаются мнения, что Синайские десять заповедей на самом деле являются некими обобщениями, и объясняют, каким образом каждая из 613 заповедей может быть включена в одно из десяти речений.2
Кроме того, как указывает Мидраш, асерет а-диброт записаны с использованием 620 букв. Это, по разным мнениям, соответствует 613 заповедям плюс семи дням творения,3 семи законам потомков Ноаха4 или семи заповедям, установленным мудрецами.5
Даже если рассматривать их на более базовом уровне, десять речений содержат в себе более десяти конкретных заповедей. Например, согласно Маймониду, второе речение фактически включает четыре отдельные заповеди: (1) не верить ни в какое другое божество; (2) не создавать никакие гравированные изображения облика божеств; (3) не поклоняться истуканам; и (4) не служить идолу так, как это принято по отношению к нему.
Да и сама Тора во многих местах явно называет их именно «десятью речениями».6 Так в чем же особое значение конкретно этих, произнесенных на горе Синай, постановлений?
Союз десяти
Ссылаясь на десять заповедей, Тора называет их словами союза: «… и написал Бог на Скрижалях слова союза, десять заповедей».7 В свою очередь, Скрижали называются «Шней Лухот а-Брит» — «Две Скрижали Завета». Получается, что эти десять заповедей подразумеваются как свидетельство завета между Богом и еврейским народом.
Мидраш объясняет, что десять заповедей соответствуют десяти речениям, с помощью которых Всевышний сотворил мир (например, «Да будет свет»), а также десяти сфирам (Божественным атрибутам или эманациям), которые уже являются источником соответствующих им десяти способностей (сил) души.8
Не останавливаясь на этом, Мидраш9 объясняет, что десять заповедей связаны и со многими другими моментами в Торе, которые так же проявляются благодаря числу десять: десять поколений от Адама до Ноаха, десять поколений от сына Ноаха, Шема, до Авраама, десять испытаний, которые Всевышний послал нашему первому праотцу, десять благословений, которые получили наши предки, десять египетских казней, десять занавесов Скинии и многое другое.
Число десять олицетворяет целостность и полноту и, таким образом, все эти идеи оказываются на самом деле тесно взаимосвязаны, отражая общую цель.
Цель творения
Зоар утверждает, что «Бог смотрел в Тору, когда создавал мир».10 Другими словами, Тора — это план, чертеж, по которому весь наш мир был сотворен.11
Еврейские мистики объясняют, что целью творения было желание Всевышнего, чтобы люди создали для Него жилище здесь, внизу, в материалистическом и физическом мире.12
Таким образом, наша цель состоит в том, чтобы очистить себя и мир вокруг, используя физическую материю для служения Богу и тем самым возвышая мирское и превращая его в нечто святое.
Вот почему число десять связано с Торой, а также с сотворением мира и десятью атрибутами Творца. Только соблюдая заповеди Торы, мы можем достичь цели творения.13
Сноски
- См., например, Мидраш Бемидбар Раба, 13:15.
- См., например, сидур рабби Саадии Гаона, Наставления; Раши, Шмот, 24:12; рабби Авраам бен а-Рамбам, Шмот, 20:14; Ибн Эзра, Шмот, 20:2; Абарбанель, Шмот, 20.
- См. Мидраш Бемидбар Раба,13:15.
- Бааль а-Турим, Шмот, 20:17.
- Шла а-Кадош, Шаар а-Отийот, От Бет.
- См. Шмот, 34:28, Дварим, 4:13, 10:4.
- Шмот, 34:28. См. также Дварим, 4:13.
- Мидраш Бемидбар Раба, Насо, 14.
- См. Мидраш, там же; Мидраш Тадше, 10.
- Зоар, 2:161a. См. так же Ялкут Шимони, Мишлей, 942.
- Мидраш Танхума, Берешит, 1.
- Мидраш Танхума, Насо, 16.
- См. Торат Менахем, Маамарей Мелукат, т. 2, стр. 67.