Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Почему Ханука продолжается именно восемь дней?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Этот вопрос возникал на протяжении всей истории праздника, и, соответственно, ответов было великое множество. По понятным причинам мы приведем только 13.

Если говорить лаконично, то основная история Хануки такова: греко-сирийцы, в свое время захватившие Святую Землю, стремились уничтожить все, что выделяло еврейскую идентичность и возвышало дух евреев. Первым делом они ворвались в Храм и осквернили там все, что только можно было осквернить, в том числе масло, приготовленное для зажигания Храмовой Меноры – светильника, который непрерывно горел. А когда Хашмонаи вернули себе Храм, они прежде стали искать чистое оливковое масло, чтобы зажечь священный огонь и возобновить богослужения. Только им удалось найти всего один маленький запечатанный печатью первосвященника кувшинчик с маслом. Такого количества могло хватить максимум на один день, однако произошло чудо — и огонь не угасал целых восемь дней.1

Почему же чудо позволило Меноре гореть именно 8 дней?

Есть два основных объяснения. Во-первых, чистое масло для храмовых нужд делали в поселении под названием Ткоа (к слову, в этом регионе и по сей день продолжают производить отличное оливковое масло), и чтобы туда добраться и вернуться, Хашмонаям требовалось 8 дней пути.2

А во-вторых, из-за войны, на которой евреям приходилось обороняться от захватчиков, считалось, что весь народ находится в состоянии ритуальной нечистоты – из-за вынужденного соприкосновения с мертвыми телами. Для очищения от такого рода нечистоты необходимо 7 дней. То есть только после того, как люди сами снова стали бы ритуально чистыми, они могли изготовить чистое оливковое масло, соответственно, это было возможно лишь на восьмой день.3

Так разве Ханука не должна длиться семь дней?

Хотя приведенные выше объяснения кажутся достаточно понятными, рабби Йосеф Каро в своем комментарии Бейт Йосеф задается вопросом, который кажется весьма логичным. Если в кувшинчике было достаточно масла, чтобы его хватило на один день, то чудесным было только то, что менора горела следующие 7. Так разве тогда Хануку, которая прославляет чудо с маслом, следует праздновать не семь дней? Ведь то, что масло горело в первый день, не было чудом.

Многие комментаторы, включая самого рабби Йосефа Каро, давали на этот вопрос разные ответы, а один из них даже впоследствии написал книгу, в которой собрал 1004 различных версий! В этой статье по понятным причинам я приведу лишь несколько.

1. Разделение масла

Зная, что понадобится 8 дней, чтобы получить чистое масло, евреи разделили содержимое маленького кувшинчика на восемь равных частей. Рассчет был на то, чтобы священный огонь горел хотя бы немножко в каждую из следующих восьми ночей. Однако чудесным образом капелька масла, которой могло хватить только на несколько часов, каждый раз горела целые сутки.5

2. Кувшинчик оставался полным

После того как чашечки светильников Меноры наполнили маслом в первую ночь, в кувшинчике оно чудесным образом не иссякло. Благодаря этому то же самое удалось повторить в следующую ночь, а потом еще и еще. Таким образом, чудо произошло еще в первый вечер праздника и продолжалось в общей сложности 8 дней.6

3. Чашечки Меноры оставались наполненными

Согласно еще одной версии, когда наутро после первого зажигания Меноры (мы считаем, что новый день начинается с заходом солнца в предыдущий день) Хашмонаи вошли в Святилище, они обнаружили, что все чашечки по-прежнему полны масла, хотя фитили горели всю ночь.7

4. Суть чуда в том, что было найдено хоть сколько-то масла

В первый день Хануки отмечается то чудо, что вообще удалось найти хоть сколько-то неоскверненного масла, особенно учитывая то, как греки изо всех сил старались осквернить все, что только было в Храме.8 А в остальные дни, соответственно, празднуется чудо горения этого масла до того момента, пока было приготовлено и доставлено новое.

5. Военная победа

Согласно этой версии, в первый день Хануки отмечается факт чудесной победы малочисленной группы никогда не воевавших людей во главе с Хашмонаями над мощной, испытанной в боях греко-сирийской армией.9

6. Освящение Храма

Это мнение говорит о том, что в первый день праздника отмечается повторное освящение Храма.  И, если взглянуть на само слово Ханука с точки зрения этимологии, оно означает «освящение».10

Есть и альтернативное объяснение, имеющее отношение к той же идее.

Основываясь на стихе из книги пророка Хагая «Обратите, прошу, сердце ваше от этого дня и далее, от дня двадцать четвертого девятого (месяца), от дня того, когда основан был храм Господа; обратите сердце ваше»,11 некоторые комментаторы считают, что в первый день Хануки празднуют изначальное освящение Второго Иерусалимского Храма. Согласно их мнению, его строительство было завершено 24 Кислева, а освящение состоялось 25-го числа того же месяца.12

7. Подобно Суккоту

Заповедь зажигать Менору при помощи чистого оливкового масла упоминается в Торе13 сразу после заповеди соблюдать праздник Суккот в течение восьми дней (включая Шмини Ацерет). Мудрецы увидели в этом намек Всевшнего на то, что и Хануку следует праздновать восемь дней.14

Некоторые идут дальше и объясняют, что, поскольку восьмидневный праздник Суккот (вместе с Шмини Ацерет) в том году не мог быть отпразднован в Храме, мудрецы установили Хануку, празднование которой компенсировало те 8 дней.15

8. Более тонкие фитили

Зная, что имеется только минимальное количество масла, а чтобы добыть новое, потребуется время, Хашмонаи стали искать выход из ситуации. В результате они сделали фитили Меноры тоньше, чтобы каждый раз для зажигания можно было использовать только одну восьмую часть масла и таким образом растянуть зажигание на 8 дней.

Однако чудесным образом пламя от тех фитилей было таким же сильным, как если бы они были толще, а масла имелось больше.16

9. Больше масла для Шабата

В год, когда произошла история Хануки, 25 Кислева выпало на Шабат, поэтому Хашмонаи зажигали Храмовую Менору до наступления темноты — вечером 24-го числа.

Поскольку в такой ситуации им явно требовалось больше масла, чем на сутки (как минимум на один час), тот факт, что пламя продолжало гореть до самого конца первого дня праздника, уже было несомненным чудом.17

10. Недостаточно даже для одного дня

В одной из видных работ эпохи Гаонов под названием Шеилтот де-рав Ахай говорится, что в найденном Хашмонаями кувшинчике масла изначально не было достаточно даже для одного дня.18

11. Всего один огонек

Еще одно мнение гласит, что в том самом кувшинчике масла было настолько мало, что хватило бы только для одного из семи светильников Меноры, да и то лишь на один день. Но будучи разлитым по всем семи светильникам, оно чудесным образом горело целых восемь дней.19

12. Обрезание

Одной из главных заповедей, соблюдение которых греки категорически запрещали, была брит мила (обрезание) — операция, которая совершается на восьмой день после рождения мальчика.

Частью празднования Хануки было то, что благодаря этой победе евреи наконец смогли, не таясь, открыто выполнить эту великую заповедь, свидетельствующую о неразрывной связи между еврейским народом и Богом. Поэтому мудрецы установили, что Хануку следует отмечать в течение 8 дней (вместо семи), что соответствует возрасту новорожденного на момент брит милы.20

13. Значение числа восемь

В силу сложившихся тогда обстоятельств евреи вполне могли бы использовать для зажигания Меноры и другое масло, из кувшинчиков, распечатанных греками. Однако Всевышний совершил чудо, чтобы продемонстрировать Свою любовь и особое отношение еврейскому народу, дав возможность выполнить заповедь зажигания самым наилучшим образом. Так что на мистическом уровне чудо с маслом было проявлением сверхъестественного, «над-рационального» — поистине это был изобильный дар Небес.

С точки зрения иудаизма, в то время как число 7 олицетворяет естественный порядок мира (семь дней недели, семилетний цикл Шмиты и т. д.), 8 представляет связь между Богом и еврейским народом, которая выше естественного порядка, поэтому обрезание и делается на восьмой день.

Именно по этой причине праздник Ханука, предыстория которого явно дает увидеть эту сверхрациональную связь, был установлен на 8 дней.

В Мидраше мы находим, что эра нашего Окончательного Избавления, которая ознаменуется приходом Машиаха, представлена числом 8 и должна наступить в восьмом тысячелетии еврейского календаря, что отражает сложившиеся и бессчетное количество раз испытанные отношения сынов Израиля с Богом, которые выше природного порядка вещей.21

Так будем же мы удостоены того, чтобы стать свидетелями приближения этих времен уже в скором времени!

Сноски

  1. Шабат, 21б.
  2. Ран на Шабат, 21б.
  3. Бейт Йосеф, Орах Хаим, 670.
  4. Позже была составлена книга с 500 объяснениями, хотя, если их рассматривать строго, не все 500 являются реальными объяснениями.
  5. Бейт Йосеф, Орах Хаим, 670.
  6. Там же.
  7. Там же.
  8. Меири на Шабат, 21б; Сефер а-Эшколь, Хилхот Ханука, 6; см. также Торат Менахем, 5750, т. 2, стр. 80.
  9. При Хадаш, 670:1
  10. Шилтей а-Гиборим на Агохот Мордехай, Шабат, 456.
  11. Хагай, 2:18.
  12. См. также рабби Яаков Эмден в Мор у-Кция, 670.
  13. Ваикра, 23 и 24.
  14. См. Бааль а-Турим, Ваикра, 24:2; Бней Иссахар, Ходеш Кислев, 2:1.
  15. Арух а-Шулхан, Орах Хаим, 670:2, цит. в Сефер Хашмонаим.
  16. Хидушей Харим, цит. в Сефер Сифтей Цадик. См. также Паним Яфот на паршат Тецаве.
  17. Хидушей Харим, цит. в Сефер Сифтей Цадик.
  18. Шеилтот де-рав Ахай Гаон, Паршат Ваишлах, 26.
  19. Хидушей Харим, цит. в Сефер Сифтей Цадик.
  20. Сефер а-Итим, цит. в Шилтна Аохот Мордехай, Шабат, 456, Биркей Йосеф, 671. См. также Мегилат Таанит, гл. 12.
  21. Маараль, Нер Мицва. См. также Кли Якар, Ваикра, 9:1.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому