Самый глубокий и важный вопрос, который может и должен задать себе каждый человек, это «кто я?» И чтобы на него ответить, мы должны действительно задуматься. Это не то, что спросить себя «Где я живу?» или «Чем занимаюсь?». Самым решающим моментом в моей жизни стал как раз тот, когда я задался этим вопросом и осознал, что единственно верный ответ на него: «Я – еврей». И вот, почему.
«Я — еврей» не потому, что, как мне кажется, иудаизм охватывает все возможные сферы жизни и вмещает опыт всего человечества. Я искренне считаю, что другие традиции и их вклад в мировое наследие тоже достойны восхищения.
На мои взгляды не влияют и такие явления, как антисемитизм или антисионизм. Моя сущность не определяется тем, что со мной происходит: наш народ — это народ веры, а не судьбы.
Кроме того, моя позиция не объясняется тем, что я считаю евреев лучше представителей других народов, более умными, творческими, великодушными или успешными. Отличаются от других не евреи, а иудаизм. И дело не столько в том, кем мы являемся, сколько в том, кем мы призваны быть.
«Я – еврей» потому что, будучи сыном своего народа, я услышал и воспринял призыв добавить свою собственную главу к его истории. Я — этап в его пути, я — связующее звено между поколениями. Во мне воплощаются мечты и надежды моих предков, я — хранитель наследия, которое они мне доверили, сейчас и в будущем.
«Я – еврей» потому что наши предки были первыми, кто понял, что у каждого из нас есть свое предназначение, сопряженное с определенными моральными рамками, и что реальность — это не непрерывная война сил природы, которым нужно поклоняться как божествам, а история — не битва, в которой побеждает сильнейший. Учение иудаизма сформировало нравственные ориентиры западной цивилизации, впервые озвучив идею о том, что человеческая жизнь священна, что ни одним человеком нельзя жертвовать во имя масс, что все — богатые и бедные, большие и малые — равны перед своим Создателем.
«Я – еврей» потому что я наследую моральные принципы тех, кто стоял у подножия горы Синай и давал клятву жить этими истинами во все времена. Я потомок бесчисленных поколений предков, которые, несмотря на суровые и горькие испытания, остались верными этому завету, хотя отступить от него зачастую было самым простым решением.
«Я – еврей» потому что есть Шабат — величайшее в мире религиозное постановление, время, когда не должно быть вмешательства в дела природы или людей и когда мы, свободные и равные, еженедельно объединяемся, чтобы предвосхитить благословенные времена эпохи Машиаха, воссоздавая их атмосферу.
«Я – еврей» потому что наш народ, хотя временами и страдал от крайней нищеты и бессилия, никогда не отказывался от своего обязательства помогать бедным, спасать своих собратьев, страдающих в других странах, или бороться за справедливость для угнетенных — и делал это, не восхваляя себя и не гордясь, а просто потому, что так требовала его душа или как минимум потому, что это заповедь, и еврей не может поступить иначе.
«Я – еврей» потому что дорожу Торой и ценю ее, осознавая, что Бога можно найти не только в силах природы, но и в нравственных смыслах, в словах, текстах, учениях и заповедях. Потому что евреи, хотя их жизнь обычно не была простой, никогда не переставали относиться к образованию как к священной задаче, дарующей человеку достоинство и глубину.
«Я – еврей» потому что наш народ страстно верит в свободу, при этом понимая, что каждый из нас обладает моральной ответственностью и в этом заключается наше уникальное человеческое достоинство.
Потому что иудаизм никогда не оставлял свои идеалы на уровне высоких устремлений, превращая эти устремления в реальные поступки, которые мы называем заповедями, а также в путь, который мы называем Галахой, таким образом объединяя Небо и землю.
Я горжусь тем, что я — еврей.
Я горжусь тем, что принадлежу к народу, который, несмотря на полученные в ходе истории шрамы и увечья, никогда не терял ни чувства юмора, ни веры, ни своей способности смеяться над актуальными проблемами и по-прежнему верит в окончательное Избавление. Принадлежу к народу, который начал свой путь практически в самом начале истории человечества, но никогда не останавливался на достигнутом и не прекращал идти вперед и искать истину.
Я горжусь тем, что являюсь частью эпохи, когда мой народ, измученный страшнейшим преступлением, которое когда-либо было совершено против отдельного народа, вновь обрел свою землю, восстановил свой суверенитет и раскрыл братские объятия для находящихся под угрозой евреев, разбросанных по всему свету, вновь отстроил Иерусалим и доказал всем, что он одинаково отважен как в поисках мира, так и в защите от войны.
Я горжусь тем, что наши предки отказывались довольствоваться преждевременными утешениями и в ответ на вопрос: «Пришел ли Машиах?» всегда отвечали: «Еще нет».
Я горжусь тем, что принадлежу к народу Израиля, имя которого означает «тот, кто борется с Богом и людьми и побеждает». Ибо мы, хотя и любим человечество, никогда не прекращали с ним бороться, бросая вызов все новым и новым его идолам. И хотя наша любовь к Всевышнему вечна, мы ведем с Ним непрекращающуюся схватку, а Он — с нами.
Я выражаю свое восхищение другими цивилизациями и традициями и верю, что каждая из них внесла в мир что-то особенное, присущее ей одной, «Аваль зе — шелану» — «но это — наше».
Это мой народ, мое наследие, моя вера. И наша уникальность — это то, что не разделяет, а объединяет нас с миром. Будучи единственными в своем роде, мы даем человечеству то, что можем дать только мы.
Такова наша история и наш дар следующему поколению. Я получил этот дар от своих родителей, а они — от своих. Он прошел путь через огромные просторы времени и пространства. Подобного ему не существует. Он изменил нравственный облик всего человечества и все еще продолжает бросать ему вызов.
Я хочу обратиться к евреям всего мира: примите этот дар, дорожите им, цените, учитесь его понимать и любить. Заботьтесь о нем — и он будет заботиться о вас. И, в свою очередь, вы передадите его будущим поколениям. Потому что вы — часть вечного народа, значимая буква в его свитке. Так позвольте же его вечности продлиться и в вас.