Вопрос раввину:
Шалом, ребе!
Скажите, вот в Торе сначала рассказывается о сотворении мира, потом о человечестве и, наконец, продолжительное время о еврейском народе. Но я не понимаю, для чего это делается. Разве Тора – книга по истории? Ведь, как я понимаю, Тора – это уникальная книга заповедей Бога.
Ответ:
Вы правы, конечно, Тора – это книга заповедей, но она не ограничивается перечислением какого-то определенного их числа. Заповеди Торы бесконечны. Она обучает нас, как вести себя в любой ситуации и поступать в любых обстоятельствах — и так до мельчайших нюансов. Тора – это путеводитель по жизни. На это намекает само слово «Тора», что в переводе на русский язык значит «Просвещение», «Обучение».
Авраам бен Шломо Раголер, брат Виленского Гаона, в книге Маалот а-Тора пишет, что «человек, обладающий духовным зрением и понимающим сердцем, может руководствоваться сказанным в Торе во всех нюансах своих поступков и дел – от самого малого до великого».
Он добавляет, что это видно из многочисленных рассказов о праведниках прошлых поколений, которые упоминаются в Талмуде и мидрашах. Каждое мгновение они руководствовались в своей жизни Торой и заповедями. Как он отмечает, именно об этом сказал царь Давид: «Любому совершенству я видел предел, но заповеданному Тобой нет предела» (Теилим, 119:96).
Еще Раголер пишет, что наши мудрецы упоминают всего 613 заповедей, потому что они основа основ всех остальных заповедей. Из них выводят такие, которые проясняют жизнь во всем ее многообразии. Это как многочисленные ветви, произрастающие от ствола дерева, и каждая из них разветвляется на множество еще более мелких веточек. Как говорит Раголер, царь Шломо и называет Тору «древом жизни», опираясь на это подобие: «Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы» (Мишлей, 3:18).
Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что Тора рассказывает нам историю человечества и еврейского народа, чтобы из этого наглядного примера мы смогли выучить для себя, как ориентироваться в жизни и вести себя в любой ситуации.
И мы можем это учить не только из самих рассказов, изложенных в Торе, но и из того, как она их рассказывает. Из любого слова, которое она использует для тех или иных повествований. И на самом деле не только из слова – даже из любой буквы!
Приведем пример.
В главе Ноах рассказывается, что Всевышний повелел праведному Ноаху (Ною) ввести в ковчег разные виды животных. «От каждого чистого животного возьми по семь, а от животного, которое нечистое… по двое, самца и самку», — сказано в книге Берешит (6:3). Талмуд (Псахим, 3) обращает внимание на то, что здесь не говорится «грязное животное» или еще что-то в этом роде, а только «нечистое», используя отрицательную форму от слова «чистый». Из этого Талмуд учит, что нам следует стараться не использовать в своей речи слова с негативной окраской и тем более с ярко выраженной негативной окраской, не говоря уже о ненормативной лексике.
Кроме простого, буквального смысла (пшат), любое место в Торе имеет несколько уровней более глубокого смысла (ремез, драш), и в них всегда кроется намек на сокровенные тайны мира (сод).
В книге Зоар сказано: «Да выйдет дух из того, кто считает, что Тора написана только ради рассказа, который в ней изложен. Потому что, если бы это было так, Тора не была бы высшей Торой, истинной Торой… Но, конечно же, святая Тора – Тора истинная, и каждое слово в ней учит нас высшим вещам».