«Все плохо» подразумевает, что нет надежды что-то поправить. А ведь чаще всего это не так.
«Наша медицина никуда не годится!» — восклицала в Фейсбуке моя подруга, которая долго прождала «скорую». Я понимаю ее боль и разочарование, но разве то, что ей долго пришлось ждать врача, означает, что вся система здравоохранения «никуда не годится»?
Сейчас заголовки кричат, что «все плохо» в стольких сферах, что кажется чудом, что мы вообще еще как-то существуем: в одной газете написали, что взломаны пароли защиты данных, глава крупнейшей страховой компании заявил, что повреждена система расчетов и платежей с клиентами. В правительстве вообще всегда «все плохо», система анализа данных «никуда не годится», уровень инфляции говорит о том, что в экономике «все пропало».
Когда говорят «никуда не годится», имеют в виду что-то принципиально не работоспособное, то, что не может выполнить своих задач, и даже нет смысла пытаться это изменить. Вы ведь не можете улучшить то, что разбито на куски. Проще выбросить или сдать в утиль.
Резкие слова влияют на наше восприятие мира. Они заставляют чувствовать себя еще хуже. Ученик, ежедневно ругающий школу, испытывает к ней еще большее отвращение. Жена, постоянно плохо говорящая о своем муже, будет любить его еще меньше.
Речь влияет на мысли как в положительную, так и в отрицательную строну, но исследователи обнаружили, что в данном случае «плохое побеждает хорошее». Так назвал свою знаковую статью, написанную в 2011 году, профессор Университета Кейс Вестерн Резерв Рой Ф. Баумайстер. Он обнаружил, что люди больше обращают внимание на негативные высказывания, чем на позитивные. «Плохие отклики» — отрицательные комментарии «сильнее влияют на людей, чем хорошие» слова.
Когда мы говорим «все плохо» о ситуации, которая огорчает или расстраивает нас, то переходим на язык безнадежности и отчаянья, не допускающих возможности перемен. Такое высказывание игнорирует все хорошее и отправляет в сознание ложный посыл – ничего нельзя поправить.
Тора учит совершенно противоположному. Она призывает никогда не опускать руки и искать пути исправить положение. Вместо того, чтобы допускать катастрофу в сознании, которая разражается, когда мы произносим «все плохо», иудаизм призывает «вступать в бой», погружаться в проблему и находить способы ее решения.
Рабби Тарфон жил в израильском городе Лод в I веке н.э. Это были времена политических беспорядков и религиозных репрессий, когда римские власти преследовали евреев. Тем не менее, в трудах Рабби нет и намека на фатализм. Ему принадлежит известное высказывание:
«Не по твоим силам завершить работу, но не волен ты уклоняться от ее выполнения»
(Пиркей Авот 2:21).
Даже когда кажется, что исправить положение невозможно, мы должны стараться изо всех сил, чтобы изменить его и увидеть разницу. Рабби Тарфон не опускал рук и не говорил «все плохо».
Мы можем начать с того, чтобы внимательнее относиться к своим словам. Точное выражение того, что мы имеем в виду, заставит ленивое сознание понять, что же нас действительно расстраивает. В следующий раз, когда вы почувствуете соблазн заклеймить ситуацию как непоправимо «плохую», подумайте над более конкретными словами. Колл-центр недофинансируется или работает неэффективно? Ситуация несправедлива или неприятна? Подозреваете, что к кое-кому предвзято относятся или недооценивают? Ситуация заставляет вас терять время, чувствовать себя непонятым или принять результат, с которым вы не согласны?
Такие определения дают возможность изменений и подразумевают, что проблемы можно устранить, а ситуацию – улучшить.