ВОПРОС:
Шалом! Мое почтение Вам!
Хотел задать Вам вопрос, который меня давно тревожит: Что такое любовь в глазах еврейских мудрецов?
ОТВЕТ:
Способность ощутить себя единым целым с другими людьми
Когда человек только родился, ему кажется, что он находится в центре мира, весь мир принадлежит ему, и нет никого в мире, кроме него. Подрастая, он постепенно начинает понимать, что кроме него в этом мире живут еще люди, у которых есть собственная жизнь, собственные мысли, собственные чувства. Но поскольку человек никогда в своей жизни, даже прожив все 120 лет, не почувствует переживаний и боли других людей, не подумает «их мыслями», единственная возможность для него понять других людей – это через себя. Любовь – это способность ощутить себя единым целым с другими людьми.
У человека, который любит свою семью, Я равняется всей его семье. А у того, кто любит всех жителей своего города, Я растет и «охватывает» всех земляков. У того, кто любит всех людей земного шара, Я «охватывает» весь мир. Такой человек чувствует, что он сам и все люди мира — единое целое. Это то, что хочет от нас Творец, когда повелевает: «Возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра, 19:18). Каждый еврей должен ощутить всех остальных евреев частью самого себя. Именно поэтому сказано «как самого себя» – ощутить их частью себя.
Мама-птичка и жестокий тигр
Как-то видел в детском журнале интересный вопрос, обращенный к юным читателям: «Скажите, дети, – было сказано там, – когда вы видите на экране компьютера тигра, который гонится за олененком, какие мысли у вас возникают? Несомненно, вы подумаете: “Какой жестокий тигр! Как было бы хорошо, если бы олененок от него убежал!” А что вы скажете, когда увидите маму-птичку, которая приносит червячка своим птенцам? Разрешите предположить, вы воскликнете что-то вроде: “Как чудесно, теперь у птенцов есть пища”. Но почему же мы не скажем наоборот? Когда увидим тигра, почему не скажем: как чудесно, что у тигрят будет пища? А когда увидим птичку, почему не скажем: какая жестокая птица, какой бедный червячок?».
В том журнале ответа на вопрос я не увидел. Но думаю, ответ на этот вопрос простой: мы себя всегда отождествляем с тем, кто нам приятен. Именно поэтому, когда мы видим тигра, который гонится за олененком, сразу же становимся на сторону олененка, отождествляем себя с ним. Поэтому думаем: какой жестокий тигр! А червячок для нас неприятен, птенцы гораздо милее. Поэтому, видя птичку, которая приносит своим детям червячка, мы отождествляем себя с птенцами и радуемся тому, что у них есть «завтрак».
Любовь = милосердие
Интересно, что слово «любовь» на арамейском языке – рахамим, что означает также «милосердие». К кому мы милосердны? К тому, на чье место можем себя поставить, и поэтому его любим. Но Тора не желает, чтобы наша любовь распространялась только на тех, кто нам симпатичен. Тора повелевает нам любить всех евреев, а в священных книгах сказано (книга «Томер Двора»), что важно любить и все человечество. Как же мы сможем полюбить всех людей? Во-первых, понимая, что все, как и мы – создания Творца. Так мы почувствуем себя единым целым со всем человечеством. Но есть еще один путь «возлюбить ближнего». На этот путь намекает само слово аhава– «любовь». Корень этого слова hав, что на арамейском языке означает «дай». Природа человека такова, что когда он «вкладывает» во что-то, он привязывается к этому и чувствует, что это – часть его самого.
Именно поэтому мудрецы сказали, что небольшой урожай, который человек сам взрастил, ему гораздо дороже, чем значительно больший урожай, над которым он не трудился. Когда мы даем что-либо ближнему, «вкладываем» в него, мы ощущаем его частью самих себя и поэтому можем его полюбить.
Муж и жена
Интересно, что наши мудрецы называют мужа и жену рэим аhувим, что значит «любящие друзья». Рав Хаим из Воложина объясняет следующее. В книге Мишлей (25:17) сказано: «Удерживай ногу твою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя». Эта «рекомендация» царя Шломо относится только к обычным друзьям. С любящими друзьями по-другому: чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее становится их любовь. Муж и жена являются такими любимыми друзьями, поэтому, чем больше они бывают вместе, тем больше любят друг друга.
Думаю, что объяснение слов рава Хаима простое: когда обычный друг приходит в гости, рады не ему самому, а тому удовольствию, которое он доставляет. Когда хозяин дома пресыщается гостем, и тот перестает приносить ему удовольствие, хозяин начинает ненавидеть гостя. А любовь мужа и жены основана не только на удовольствии, которое они получают друг от друга, но и на их ощущении себя единым целым. Тревоги и заботы одного – это тревоги и заботы другого. Точно так же радость одного из них – радость и для другого. Поэтому чем больше муж и жена находятся вместе, чем больше они «вкладывают» в построение настоящей связи и единства, тем больше их любовь друг к другу.
Рассказывают о раве Элияу Лупьяне, одном из самых больших праведников прошлого поколения, что когда он пришел с женой к врачу, сказал: «У нас болит нога жены».
Что такое настоящая любовь?
Теперь мы сможем понять утверждение мудрецов в Пиркей Авот (5:16), что любовь корыстная (тлуйа бэ-давар — зависящая от наличия определенной вещи, свойства и т.п.) в конце концов иссякнет. А любовь бескорыстная, безусловная (ше-эйна тлуйа бэ-давар) не исчезает никогда. В первом случае если не будет вещи, свойства, которые вызвали любовь — и сама любовь пропадет. А та любовь, при которой люди чувствуют себя единым целым, вечна.