Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Чудесная сила музыки

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Впервые после исхода из Египта евреев объединяет совместное действие: они поют.

«Тогда воспел Моше и сыны Исраэля эту песнь Господу» (Шмот, 15:1). Раши объясняет взгляд Нехемьи (Талмуд (Сота, 30б): евреи запели все вместе, в одно мгновение, ибо дух пророчества снизошел на них, и одни и те же слова чудесным образом приходили им в голову в то же самое время.

 

Этот момент запечатлен в памяти народа, и шабат, в который выпадает Шират ѓа-Ям, называется шабат Шира, суббота песни.

скрипичный ключ
Photo by geralt on Pixabay

Какое место занимает песня в Иудаизме?

 

Существует внутренняя связь между музыкой и душой. Песня рождается, когда дух устремляется ввысь, а душа жаждет освобождения от гравитационного притяжения Земли.

Как сказал писатель Арнольд Беннет, «музыка — это язык, который понимает только душа, но душа никогда не сможет перевести его на другой язык». По словам Жана Поля Рихтера, «Музыка – это поэзия воздуха». Толстой называл ее «стенографией чувств».

Гете утверждал, что «религиозное служение не может существовать без музыки. Музыка — это одно из главных искусств, оказывающих на человека чудесное воздействие. Слова –  язык разума. Музыка – язык души.

Поэтому, когда мы хотим выразить себя или вызвать у наших собеседников какое-то чувство, мы обращаемся к мелодиям. Двора воспела  победу Израиля над армией генерала Сисры (Шофтим, 5), Хана пела, когда Всевышний даровал ей ребенка (Шмуэль 1, 2). Когда царь Шаул пребывал в расстроенных чувствах, Давид утешал его игрой на музыкальном инструменте, и к Шаулю возвращалось хорошее расположение духа. (Шмуэль 1, 16).

Не случайно Давида называли «сладкозвучным певцом Израиля», (Шмуэль 2, 23:1) Элиша призывал своего арфиста наигрывать для него мелодии, дабы снизошел на него дух пророчества. (Млахим 2, 3:15) Левиты (священнослужители) исполняли в Храме песнопения.

Мелодии еврейского дня и жизни еврея

Каждый день мы начинаем наши утренние молитвы с Псукей де-Зимра, «стихов-песнопений», с их неподражаемым повышением силы звука – крещендо!

Каббала объясняет роль музыки более глубоко и рассказывает нам о Песни творения и всей вселенной. Именно об этом говорит 19 псалом, в котором сказано:

«Пойте Г-споду, живущему в Цийоне, возвестите среди народов дела Его».

Небеса рассказывают (о) славе Б-га, и (о) деянии рук Его повествует свод (небесный)…Нет слова, и нет слов – не слышен голос их. По всей земле проходит линия их, до предела вселенной». В тишине слышное только внутреннему слуху, творение поет свою песнь Создателю.

 

Когда мы молимся, мы не читаем – мы поем. Когда мы учим святые книги, мы не произносим: мы напеваем. Каждый текст и каждый момент в иудаизме имеет свою неповторимую мелодию. Разные напевы в шахарит, минха и маарив. Разные мелодии и настроения для будничных молитв, молитв шабата, трех паломнических праздников: Суккот, Шавуот, Песах (у них есть что-то общее в музыке, но у каждого — мелодии разные), есть музыка и для Грозных дней, Рош ѓа-Шана и Йом Кипура.

Для разных текстов разные мелодии. Один напев для Торы, другой для ѓафторы, (ивр. ‏הַפְטָרָה‏‎ — «освобождение», «заключение» — название отрывка из книг Пророков, завершающего публичное чтение недельной главы из Торы в Субботу); есть мелодии для праздников и постов;. для фрагментов из книг пророков, для ктувим, книг Писаний, особенно для каждого из пяти свитков – мегилот.

Существуют отдельные музыкальные мотивы для изучения письменной Торы, Мишны, Гмары. Только по звучанию одной мелодии нетрудно понять, какой сегодня день и какой текст читают. Существует целая карта святых текстов, записанная мелодиями и песнями.

Музыка обладает потрясающей силой: она рождает эмоции. Молитва Коль Нидрей, с которой начинают службу Судного дня (Йом Кипур), на самом деле не является молитвой. Это сухая юридическая формула для аннулирования данных обетов. Но нет сомнения, что именно ее древняя, запоминающаяся мелодия запала в сердца евреев разных поколений.

Трудно слышать звуки этой мелодии и не почувствовать себя перед лицом Создателя в день Суда, в окружении евреев со всех уголков мира и всех времен, вместе молящих Небеса о прощении.

Это святая святых еврейской души.

Так же, как невозможно равнодушно воспринимать в день скорби 9 Ава чтение свитка Эйха, Плач Иеремии, с ее уникальным напевом, — и не ощутить на глазах слезы, которыми плакали поколения иудеев в течение многих веков, страдая за веру. Плакали «на реках Вавилонских», вспоминая о том, чего лишились: их боль такая же сильная, как будто это был сам день разрушения Храма.

папа и сын играют на пианино
Photo by StockSnap on Pixabay

Момент истины

Слова без музыки, будто тело без души.

Каждый год, в течение последних десяти лет, я удостаиваюсь быть представителем «Миссии песни»: мы едем в Израиль, чтобы петь для жертв террора, для больных в госпиталях, в общинных центрах (для тех, у кого нет жилья) и в бесплатных столовых для бедных.

Мы поем раненым, осиротевшим, больным и людям с разбитыми сердцами. Мы танцуем с «водителями» инвалидных колясок. Один мальчик, потерявший половину своей семьи во время взрыва террориста-смертника, и к тому же ослепший, пел дуэтом вместе с младшим участником нашего хора: больные и медперсонал больницы слушали их со слезами на глазах.

Такие минуты становятся моментами особенного прозрения, высвобождающими человечность и надежду, загнанную внутрь жестокостью судьбы и мира.

В этих концертах в больницах ты «чувствуешь новые силы». Становятся понятны слова Давида, которыми он воспел Господа: «Превратил Ты скорбь мою в танец, развязал вретище мое и препоясал меня весельем, чтобы воспевала Тебя слава (душа моя) и не смолкала!» (Теѓилим, 30).

В такие моменты ощущается сила человеческого духа, который невозможно сломить террором.

 

Вера и музыка

Вера и музыка сродни друг другу. Так же как музыка объединяет мелодии и звуки, так и вера соединяет события, и жизни, и века в бесконечной мелодии поколений. Творец – создатель этих мелодий и их композитор, и каждый из нас призван быть одним из голосов в Его хоре, воспевающем песнь Творца.

Вера учит нас различать в шуме и какофонии звуков Его мелодию, улавливать в звучании оркестра Его дирижерскую палочку, Голос  Творца.

В нашем поколении огромна потребность мелодий, которыми мы могли бы с радостью воспевать Творца, так же как это делали наши предки на пути от рабства к свободе. Важнейшим этапом этого преобразования было вхождение в воды моря (Ям Суф) бывших египетских рабов. И выход из вод – из этого испытания –  свободных людей.

Когда душа поет, дух парит.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому