Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

23 факта о талите, которые следует знать

1. Талит — одежда с четырьмя углами

Талит — это прямоугольная накидка с четырьмя углами, которую мужчины надевают, как правило, для утренней молитвы.

Во времена Талмуда и ранее талиты использовали как обычный элемент одежды. Талмуд упоминает о талите в различных контекстах. Например, люди набрасывали его на предметы, таким образом заявляя свое владение ими,1 одалживали друзьям,2 укрывались им во время сна,3 а новый талит выбирали на рынке.4

2. На каждом углу у него есть кисточки — цицит

Фото взято с сайта chabad.org

Тора повелевает (мужчинам) прикреплять специальные кисточки – цицит, к каждому из четырех углов одежды.5 Таким образом, хотя само ношение талита не является заповедью, но все же тот факт, что человек надевает талит с кистями цицит, засчитывается ему как исполнение воли Всевышнего.

3. Талит + цицит = вся Тора

В стихе Торы, где речь идет о заповеди прикреплять к краям одежды цицит, сказано, что цель этого в том, «чтобы вы помнили и исполняли все Мои заповеди».6 Комментируя эти слова, мудрецы говорят, что выполнение заповеди надевать талит с цицит «равнозначно исполнению всех законов Торы».7

4. Каждая кисть состоит из восьми нитей

То, что талит является олицетворением всех 613 заповедей, можно понять даже из того, как он выглядит. Каждая его кисть состоит из 5 двойных узлов и восьми нитей (5+8=13). А само ивритское слово цицит — ציצית — имеет гематрию (числовое значение), равную 600 (90+10+90+10+400). В итоге, 600+13=613, то есть точное количество заповедей, данных евреям в Торе.8

5. Тора предписывает добавить в цицит синюю нить

Фото взято с сайта chabad.org

Тора говорит о том, что необходимо добавить «нить тхелет в кисть каждого угла» талита.9

Тхелет — это шерсть, окрашенная в яркий синий цвет. В древние времена (в соответствии с особым обычаем) такая краска изготавливалась из особого моллюска, известного как хилазон. К сожалению, в какое-то время приметы, по которым можно было понять, какой именно моллюск является хилазоном, как надо изготавливать из него краску и наносить ее на шерсть, были утеряны (очевидно, в связи с пленом и изгнанием).

И все же наши мудрецы утверждают, что при отсутствии синей нити белые кисти по-прежнему позволяют исполнить заповедь должным образом.10

При том, что за последние годы несколько человек в разных случаях заявляли, что смогли снова создать нужную краску для изготовления тхелет, все же большинство евреев предпочитает придерживаться мнения авторитетных мудрецов предыдущих поколений и не используют синие нити, потому что ошибка в их производстве считалась бы нарушением.

6. Заповедь дневного времени

Поскольку назначение цицит состоит в том, чтобы, видя их, человек вспоминал о заповедях Творца, мудрецы объясняют, что они необходимы только для той одежды, которую носят в течение дня.11 В связи с этим напрашивается вопрос: если бы у вас была ночная одежда, имеющая четыре угла, требовалось бы прикреплять к ней цицит?

Это непростая тема для обсуждения, поскольку большинство людей не переодевается в обычную одежду сразу по пробуждении. Кто-то спит в пижаме и в ней же занимается утренним туалетом, даже, возможно, завтракает. Кто-то до выхода из дома использует другую одежду, предназначенную для дома. А с другой стороны, поскольку цицит считается тем, что способствует духовной защите человека, многие хотят быть в нем и по ночам, таким образом защищая себя от сил нечистоты, которые, согласно еврейской традиции, активны в темное время суток.

7. Касается только мужчин

Как правило (за несколькими заметными исключениями), любая заповедь, требующая от еврея выполнения ее в определенное время, обязательна только для мужчин. И, поскольку цицит следует носить днем, женщины от этой заповеди освобождены.12

Кроме того, в иудаизме считается, что женщина, в отличие от мужчины, постоянно чувствует связь со Всевышним и не нуждается в дополнительном регулярном напоминании о Нем и Его заповедях, в частности, о таких, как ношение цицит или кипы.

8. Восточно-европейские евреи регулярно облачаются в талит только после свадьбы

Если сефарды и западные ашкеназы (йекки) начинают носить талит довольно рано — сразу после бар-мицвы (13-летия), то среди евреев восточноевропейского происхождения распространен обычай регулярно облачаться в талит только после свадьбы, когда жених получает свой первый талит в подарок от невесты и ее семьи.

9. Обычно надевают на время утренней молитвы

В какой-то момент истории религиозные евреи, как упоминалось выше, носили свои талиты весь день. Однако, по мере того, как мода развивалась и постепенно люди отказывались от постоянного ношения массивных накидок, талиты становились исключительно ритуальными атрибутами, которые стали надевать только во время молитвенных служб, преимущественно утренних.

10. Талит катан – малый талит

Фото взято с сайта chabad.org

Так что же происходит в оставшуюся часть дня? Разве еврей не должен в течение всего светлого времени суток носить цицит, исполняя заповедь?

Со временем в обиходе появился талит меньшего размера, похожий, скорее, на тонкое пончо, так что его стало можно носить под рубашкой. Интересно, что он известен как минимум под тремя названиями: талит катан (малый талит), арба канфот (четыре угла) и просто цицит (кисти).

В отличие от большого талита, малый приучают носить мальчиков с раннего детства.

11. Особый обычай в Йом Кипур

В Йом-Кипур, День Искупления, в талит принято облачаться на время всех пяти молитвенных служб, даже на вечернюю службу, когда уже стемнело, хотя в это время заповедь о цицит уже не является обязанностью.

Считается, что молящиеся евреи, облаченные в талиты, становятся похожи на ангелов, а в такой важный праздник — самый духовный день года, к тому же строгий пост, это очень кстати.

12. Специальное благословение

Фото взято с сайта chabad.org

Перед тем, как надеть большой талит, его специальным образом оборачивают вокруг верхней части тела и произносят короткую молитву: «Благословен… повелевший нам носить цицит».

А перед тем, как надеть талит катан, который в такой степени не охватывает тело, благословение меняется на «давший нам заповедь о цицит».

13. Обычно бывает белым

Технически талит может быть любого цвета, и во времена позднего Средневековья — начала Нового времени в ашкеназских общинах талиты разных цветов были не редкостью. И все же чаще всего основным цветом был белый. Он же и предпочтителен, поскольку, как говорят некоторые мудрецы, кисти цицит (а они, как мы уже знаем, белые) должны быть того же цвета, что и одежда, к которой они прикреплены.

Важно, что белый цвет, с точки зрения Каббалы, олицетворяет атрибут милосердия Творца. А еще сказано, что, когда Всевышний учил Моше Рабейну просить о милосердии, Он Сам был облачен в белый талит.13

14. Шерсть как идеальный материал

Фото взято с сайта chabad.org

Что касается аспектов соблюдения этой заповеди, то, с точки зрения Торы, настоящей одеждой считается только та, которая сделана из шерсти или льна. Таким образом, цицит следует прикреплять только к одежде из этих двух материалов (однако здесь есть одно большое «но»!). А если она из всех остальных видов ткани (шелка, полиэстера и т. д.), к ней тоже относится эта повелительная заповедь, однако уже согласно не повелению из Торы, а постановлению мудрецов (что тоже очень важно, однако все же чуть менее, чем повеление Всевышнего, записанное в Торе).

Очень важно знать, что прикреплять шерстяные цицит к льняной одежде запрещено, поскольку это будет нарушением запрета на шаатнез (носить шерсть и лен, сплетенные вместе).14

Таким образом, методом исключения, шерсть остается единственным материалом, из которого можно изготовить талит, отвечающий требованиям Торы и позволяющий выполнить эту заповедь наилучшим образом.15

15. Можно называть «талес»

Последняя буква слова талит — טלית — наиболее точно соответствует мягкому звуку «т», которого нет во многих языках. Поэтому среди сефардов он трансформировался в твердое «т», тогда как многие ашкеназы привыкли произносить его как «с», и потому говорят «талес».

16. Турецкая шерстяная ткань

Представители некоторых общин предпочитают тяжелые шерстяные талиты, сделанные из шерсти, которую производят в Турции (или в Тунисе, когда-то входившем в состав Османской империи).

Это связано с очень важным техническим моментом – с тем, что лен в этих странах не выращивают, а потому можно быть абсолютно уверенным, что никоим образом он случайно не попадет в шерсть при изготовлении ткани, а значит, и не будет нарушен запрет на шаатнез.16

17. Полосы не столь важны

Традиционно белый талит по краям украшают черными или синими полосами, чтобы напомнить нам о тех самых нитях тхелет, которые когда-то вплетали в его кисти.17 При этом стоит знать, что этот рисунок носит исключительно эстетический характер, а с точки зрения религии, он не имеет большого значения.

18.  Атара

Фото взято с сайта chabad.org

Поскольку талит представляет собой обычный прямоугольник, может возникнуть ситуация, что человек случайно наденет его вверх ногами. Чтобы избежать этого, многие пришивают к верхней кромке талита декоративную полоску ткани, которую называют атара — «корона».

На этой полоске иногда золотыми буквами вышивают имя владельца талита или благословение, произносимое при его надевании, или другие ивритские тексты. В некоторых общинах атара делается из серебряных пластин, и, когда талит смещается и перестает покрывать своего владельца правильным образом, они издают слабый звенящий звук, привлекающий внимание.

19. Особый талит для Шабата

Как известно, в Шабат принято надевать чистую нарядную одежду, желательно специально предназначенную для этого дня. У некоторых есть обычай по Шабатам пользоваться и другим талитом, который используется именно в святые дни — Шабаты и другие еврейские праздники.

Как правило, прежде всего, таким образом выражают особое почтение к Шабату, и в то же время специальный талит может напоминать нам о необходимых ограничениях, связанных с Шабатом и праздниками, которые следует соблюдать.18

20. Специальный чехол

Многие обладатели талитов предпочитают хранить и переносить их в специальных мешочках-чехлах, обычно изготовленных из бархата, атласа или кожи. На этих мешочках часто вышиты инициалы владельца. При этом чехол для будничного талита часто бывает достаточно большим, чтобы вместить еще и тфилин.

21. Слово «талит» не встречается в Торе, только «бегед» и «кесут»

Интересно, что слово талит ни разу не встречается в Торе. Вместо этого для его обозначения используются следующие термины: бегед (בגד) — «одежда», и кесут (כסות) — «покрытие». А название талит, судя по всему, стало распространенным в эпоху Мишны (Второго Храма).

22. Еврейских мужчин нередко и хоронят в талите

Помимо традиционного белого савана, еврейского мужчину на похоронах часто укутывают в талит, в котором он молился.19 А чтобы продемонстрировать, что больше он не обязан выполнять заповедь носить цицит, одной из кистей наносят повреждения.20

Однако в Святой Земле талит никоим образом не повреждают и вообще снимают перед самым погребением.21

23. Каждый момент особенный

Фото взято с сайта chabad.org

Поскольку цель талита — напоминать о пути заповедей, который Всевышний определил для еврейского народа, получается, что тот, кто надевает талит (катан) утром и не снимает его в течение всего дня, выполняет заповедь о цицит каждую прожитую секунду.22

Это одна из уникальных заповедей, исполнение которых не ограничивается коротким моментом совершения одного определенного действия. К таким еще относится, например, заповедь сидеть в сукке.

Сноски

  1. Пеа, 4:3.
  2. Недарим, 4:1.
  3. Кидушин, 4:14.
  4. Бава Меция, 1:1.
  5. Дварим, 22:12.
  6. Бемидбар, 15:40.
  7. Недарим, 25a.
  8. Комментарий Рош на Недарим, 25а; комментарий Раши на Бемидбар, 15:39.
  9. Бемидбар, 15:38
  10. Менахот, 4:1.
  11. Менахот, 43б.
  12. Менахот, 43а.
  13. Шулхан Арух а-Рав, 9:9.
  14. Само по себе ношение такого талита не будет нарушением. Однако запрет вступит в силу ночью, когда талит лежит без дела и заповедь не исполняется. Без подоплеки в виду исполнения заповеди все, что остается на руках у владельца, это запрещенная смесь шерсти и льна, которую нельзя не только носить, но даже хранить у себя.
  15. Шулхан Арух а-Рав, 9:4.
  16. Минхаг Исраэль Тора, 9:1.
  17. Минхаг Исраэль Тора, 9:2. Черным цветом полоса наносится в соответствии с традицией, согласно которой тхелет был очень темным оттенком синего, на грани с черным (Раши на Бемидбар, 15:21). Однако те, кто придерживается мнения, что тхелет скорее был ярко-синей краской (Мишне Тора, Цицит, 2:1), делают полосу светлее, синей.
  18. Шулхан Арух а-Рав, 301:14.
  19. Йорэ Деа, 351:2.
  20. Комментарий Рама на Йорэ Деа, 351:2.
  21. Гешер а-Хаим I, 10:4.
  22. Шаарей Галаха у-Минхаг, Орах Хаим I, 13.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (20)
Нет (1)
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому