У меня есть вопрос по алахе. Допустим, человек сидит посреди пустыни в шатре, освещенном керосиновой лампой. Если кто не знает, в такой лампе есть выключатель, с помощью которого поднимают фитиль для усиления пламени или опускают его, чтобы уменьшить огонь. Может ли человек исполнить заповедь зажигать свечу Хануки тем, что поднимет фитиль, и огонь захватит дополнительную его часть? Если говорить о шаббате, очевидно, такое действие было бы нарушением запрета зажигать огонь. Быть может, вы скажете, что в Хануку нужно зажечь отдельную свечу? Но мы видим, что гость обязан зажигать свечу Хануки, однако вместо этого он может просто использовать вместе с хозяином дома общее масло (Шаббат 23 а). А Рашба написал, что достаточно использовать общий фитиль (респонсы Рашба, 1:542).
Если все верно, у нас есть вариант свечи Хануки, светом которой будет разрешено пользоваться. Ведь в такой керосиновой лампе соединяются вместе обычная свеча и свеча заповеди!
Вы, возможно, спросите, с каких это пор я стал постанавливать алаху. Но у меня не было выбора! Мы были в Сибири, действовали ради укрепления иудаизма (это длинная история), и в итоге меня арестовали. Я оказался в камере вместе с восемьюдесятью заключенными – ворами и убийцами, низким сбродом. Но они как раз очень уважали меня. Увидели, что я держусь подальше от их еды и погружен в мой собственный мир, в молитву и изучение книг, и стали подходить ко мне посоветоваться и получить благословение.
Настал первый вечер Хануки. Вот вам и «возвещение о чуде на глазах у греков». Не было не только свечей, но даже спичек. Камера освещалась керосиновой лампой, излучавшей тусклый свет. Никто и не думал о том, чтобы увеличить огонь, поскольку тогда керосин быстро закончился бы, и все остались бы в темноте до утра. Я сказал заключенным: «Послушайте, мне нужно выполнить заповедь моей религии. Могу я усилить огонь лампы на полчаса?» Они согласились. Один из них, грубый мужик, понес меня на плечах. Я произнес три благословения и повернул выключатель лампы…
Но меня постигла неудача – я повернул его не в ту сторону. Фитиль опустился, и огонь погас, а в камере воцарилась полная темнота. Мужик тут же опустил меня, а восемьдесят заключенных начали кричать: «Свет, свет!» Они стали греметь и стучать по стенам. Ужас, что началось! В камеру ворвалась тюремная охрана с оружием наготове. Бунт заключенных!
«Кто погасил свет?» – заревели тюремщики и зажгли его снова.
Со всех сторон стали указывать на меня: «Он!» Не хватало им еще группового наказания.
Я встал и признался: «Я».
Мне не нужно было напоминать, сколько тюремных правил я нарушил. «На три дня в карцер!» – постановил начальник охраны.
«Вот и прекрасно!» – засмеялся я.
«Что прекрасно?» – удивился он. Кто испытал на себе карцер так, как это пришлось пережить мне, тот будет дрожать от одного лишь упоминания о нем. Там даже лежать было невозможно, вытянув ноги. С трудом можно было сидеть с согнутыми коленями. А что уж говорить о том, что пол там покрыт грязью и кишит крысами. В общем, кошмар и ужас. А я тут радуюсь.
Я посмотрел на начальника с улыбкой: «А почему ты не спрашиваешь, зачем я погасил лампу?»
«Действительно, зачем ты ее погасил?»
В целом за мной не было репутации того, кто создает проблемы. «Чтобы исполнить заповедь моей религии», – ответил я. Он нахмурил лоб и прищурил глаза: «Заповедь религии – погасить лампу?» «Заповедь – оказаться в карцере на эти дни», – ответил я.
Гнев его бушевал: «Что за еврейская наглость?! Мы, коммунисты, атеисты, позволим ему исполнять заповеди его религии?! Нет уж, останешься в общей камере!» – зарычал он и хлопнул дверью.
Вот вам и чудо Хануки. «Соблюдающий заповедь не познает никакого зла», «С лукавыми поступай по лукавству их».
Там у меня было много времени поразмышлять.
Что собственно произошло? Я хотел исполнить заповедь, но вместо того, чтобы повернуть выключатель влево, я повернул его вправо. Вместо увеличения огня я окончательно его погасил. И что мне было делать? Надо было спросить тех, кто знал, в какую сторону поворачивать – вправо или влево. Ведь как раз об этом говорили наши мудрецы: «»Не уклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим 17:11) – даже если тебе скажут о правом, что это левое, а о левом – что правое, а тем более, если скажут о правом – правое, а о левом – левое» (Раши). Мы ведь как слепые – не знаем, где право, где лево. Так часто мы думаем, что нужно вести себя определенным образом, а на самом деле все должно было быть как раз наоборот.
Матитьягу лишь короткое время стоял во главе восстания. Вскоре его сын Йеуда Маккавей взял управление в свои руки, одержал победу и короновал себя царем, а заодно и первосвященником. Братья его последовали за ним, и все они погибли от меча. Заслуга восстания Маккавеев приписывается Матитьягу, хотя он был уже старым, умер вскоре после начала войны и делал все, опираясь на помощь своих сыновей. Но он делал это согласно Торе, и потому заслугу приписывают ему. А сыновья его погибли от меча. Почему?
Вот что пишет об этом Рамбан (Берешит 49:10): «Таково было наказание Хашмонаев во времена второго храма. Они были великими праведниками, и не будь их – Тора и заповеди оказались бы потеряны для Израиля. Но тем не менее их постигла великая кара. Все потомки старца Хашмоная царствовали друг за другом, и несмотря на их силу и успех, они пали от мечей своих врагов. Отчего настигло их это наказание? Мудрецы сказали (Бава Батра 3 б): «Каждый, кто говорит, что он из потомков Хашмонаев, – раб», потому что все они были истреблены из-за того, что нарушили завещание нашего отца Яакова («Да не отойдет скипетр от Йеуды», а они не были из колена Йеуды). Им воздали мерой за меру – Всевышний дал их рабам власть над ними, и те истребили их». Рамбан подчеркивает, что это не заповедь из Торы, но «завещание Яакова» – разум Торы.
Их успех был обусловлен тем, что они прислушивались к разуму Торы, исходящему от их праведного отца. А падение произошло из-за того, что проигнорировали разум Торы нашего отца Яакова. Когда поворачиваешь выключатель не в ту сторону, свет гаснет!