Эта недельная глава (парашат-ѓа-шавуа) — мечта любого еврейского архитектора и дизайнера. Она повествует о строительстве Мишкана, переносного Храма, с которым еврейский народ странствовал по пустыне в течение 40 лет (и около 500 лет впоследствии), пока в Иерусалиме не построили постоянный (стационарный) Храм.
«И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его».
В центре Мишкана находился квадратный ящик, сделанный из дерева акации и покрытый золотом изнутри и снаружи, — Ковчег Завета; внутри Ковчега помещались Лухот ѓа-брит, две каменные Скрижали с начертанными на них Десятью Речениями (Асерет ѓа-Диброт). Именно эти Скрижали получил Моше на горе Синай. Сверху Ковчег покрывала крышка из чистого золота, которая называлась Капорет. Крышку украшали Керувим — две крылатые фигурки ангелов, изготовленные вместе с Капорет из цельного куска золота.
Тора рассказывает (Шмот 25:11): «И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его».
«Лучше гнев друга, чем поцелуй врага».
Понятно, что покрывали золотом снаружи, чтобы придать Мишкану величественный и царский вид. Но зачем нужно покрывать золотом внутреннюю часть деревянного ящика?
Талмуд (Йома 72b) поясняет:
Внешний вид человека должен отражать его внутренние свойства. Другими словами, нельзя лицемерить. Нельзя, чтобы благородная и благообразная внешность скрывала натуру злодея или человеконенавистника.
Лицемер очевиден: он готов наброситься на вас со спины, улыбаясь вам при этом в лицо. К сожалению, в жизни стоит учиться тому, как отличать истину от притворства. (Дети иногда очень хорошо чувствуют это отличие). Может быть, царь Шломо об этом думал, когда предупреждал:
«Лучше гнев друга, чем поцелуй врага».
Когда перед вами враг, есть определенность в том, что вас ждёт.
Такое отвращение к лицемерию отражается в законах кашрута. Всякий знает, что еврейский закон запрещает еврею есть не кошерную ветчину, свинину и всё, что с ней связано. Иной раз кажется, будто нет в Торе запрета строже, чем запрет на свинину, в отличие от остальной пищи (например, запрет на употребление в пищу сома или «лакомства муравьи в шоколаде»).
Почему запрет не есть свинину выделяется с особенной силой?
Тора говорит нам (зоологи подтверждают), что свинья — единственное животное в мире, имеющее внешний признак кошерности (раздвоенные копыта), но не внутренний (жующее жвачку). Поэтому свинья как бы кошерна снаружи, но не чиста внутри. Такой вид «биологического» лицемерия, описанный в Талмуде, ненавистен Б-гу.
Из нравственных соображений свинья для еврея запрещена.
Вернёмся к недельной главе. Перед нами стоит один неразрешимый вопрос: если ковчег обложен изнутри и снаружи золотом, зачем его остов был сделан из дерева? Почему нельзя было сделать ковчег из литого куска золота?
Тора сравнивает человека с деревом
Ответ в том, что нельзя за одну ночь стать непорочным и чистосердечным. Подобно любой цели, эти качества развиваются и совершенствуются при постоянном и равномерном формировании.
Дерево, как символ жизнедеятельности и активного роста, наглядно представлено в этом процессе.
Иудаизм вовсе не такой бескомпромиссный. Соблюдение Торы может начинаться с зажигания свечей или изучения недельной главы в течение 15 минут в день (Хумаш, представленный на сайте Artscroll Stone, отлично подойдёт для этой цели), или чтение Шма Исраэль перед сном.
Неважно, на какой ступени лестницы самосовершенствования мы находимся сейчас; главное, в каком направлении мы движемся и сколько мы уже преодолели.
Дерево растёт само по себе, невзирая на другие деревья. Возрастание в Торе точно такое же. Какие бы усилия вы не прилагали, чтобы сблизиться со Вс-вышним, сколь много страниц Торы вы не прочитали — все это накопление для вашего личного роста. Наверное, поэтому Тора сравнивает человека с деревом (см. Дварим 20:19).
Неизменность и постоянство: на счету каждая мелочь.
«Неужели я утаил Тору от еврейского народа»?!
Талмуд (Брахот 28а) повествует, что при поступлении молодого человека в ешиву раббана Гамлиэля, определяющим для руководителя ешивы был внешний вид ученика, ибо он, по мнению главы ешивы, наглядно раскрывал характер человека. Раббан Гамлиэль принимал в свою ешиву внешне честных и искренних учеников.
Талмуд продолжает: после того, как раббан Гамлиэль ушёл с поста главы ешивы, ее администрация изменила политику отбора и стала принимать всех учеников — внешне пригодных и непригодных. Когда сотни учеников собрались на регистрацию для поступления в ешиву, раббан Гамлиэль, увидев происходящее, пришел в отчаяние и сказал: «Возможно, не дай Б-г, я утаил Тору от еврейского народа!»
Хидушей ѓа-Рим (Европа, XIX в) задаёт вопрос, о чем же сказал раббан Гамлиэль? Конечно, он знал, что его строгие нормы приёма в учебное заведение не позволили некоторым юношам изучать Тору.
Чему же тогда он удивился? И почему пришел в отчаяние?
Ответ в том, что обнаружил раббан Гамлиэль: по мере того как студенты проводят время в ешиве, они непременно становятся честными и искренними, благодаря изучению Торы.
Тора имеет силу менять природу характера и души человека; изменяя его и возвышая: от посредственного до великого.
Несколько лет назад в личной беседе я говорил с великим учителем Торы: «Ребе, я так благодарен возможности учить Тору. Я не знаю, кем бы я был без нее».
Рав посмотрел на меня и сказал: «Я тоже».
Я буду обитать не в Мишкане , а в вас …
В начале парашат-ѓа-шавуа Б-г приказал еврейскому народу: «Сделайте Мне Мишкан (Святилище), и Я буду обитать среди них». Талмуд утверждает, что грамматически эти строки требуют иного завершения: «Сделайте мне Мишкан (Святилище), и Я буду обитать в нем (то есть в Б-жьем доме)».
Почему же тогда написано «обитать среди них»?
Отвечают мудрецы: Тора поясняет нам, что цель строительства Мишкана — не просто созидание Дома Б-жьего, но освящение места для Него в народе, в еврейских душах.
Каждый еврей должен стремиться лично стать частью Мишкана: живым, дышащим благородством бастионом святости.
Сегодня мы надеемся найти силу и вдохновение для создания своего личного Мишкана.
И да будет Арон ѓа -Кодеш, сделанный из дерева, отлит и изнутри, и снаружи из золота.
Шабат Шалом,