Вопрос:
В Торе сказано, что праотец Авраам исполнял все заповеди еще до их дарования. Однако в Торе также есть заповедь: «Не может он предпочесть сына любимой жены первенцу сына нелюбимой» (Второзаконие 21:16). Как это соотносится с тем, что Авраам отдал предпочтение Ицхаку перед Ишмаэлем? И не является ли история с разноцветной одеждой Йосефа, который не был первенцем, продолжением этой темы?
Ответ:
Действительно, наши мудрецы утверждают, что Авраам соблюдал все заповеди Торы, хотя они еще не были даны (Йома 28б, Кидушин 82а). Более того, он интуитивно понимал необходимость этих постановлений мудрецов и следовал им по собственной инициативе.
Чтобы разрешить кажущееся противоречие с заповедью о первенце, необходимо понять ее точный смысл. Мудрецы разъясняют, что стих «Не может он предпочесть сына любимой жены первенцу сына нелюбимой» (Дварим, 21:16) относится исключительно к имущественным правам первенца при наследовании.
Согласно закону Торы, первенец должен получить двойную долю наследства по сравнению с остальными братьями (Дварим, 21:17). Это правило действует даже в том случае, если первенец родился от женщины, к которой отец испытывал меньше любви, или даже если она была ему запрещена (что, по мнению мудрецов, и подразумевается под «нелюбимой» в данном контексте) (Йевамот 23а).
Таким образом, эта заповедь не запрещает отцу любить одного сына больше другого или оказывать ему особые знаки внимания (как в случае с разноцветной одеждой Йосефа). Она лишь регулирует вопрос наследования, гарантируя первенцу его законную двойную долю независимо от отношения отца к его матери.
Что касается Авраама, его действия не противоречили этому закону. Ишмаэль не был лишен своей доли наследства (Берешит, 25:6).
Таким образом, поведение Авраама и история с Йосефом не нарушают заповедь о правах первенца, а демонстрируют более глубокие аспекты семейных взаимоотношений и реализации Божественного замысла в истории еврейского народа.
Важно отметить, что хотя Тора не содержит прямого запрета на проявление большего внимания к одному из детей, наши мудрецы извлекают важный урок из истории Яакова и Йосефа. В трактате Шаббат (10б) сказано: «Никогда не должен человек выделять одного сына среди других детей, ибо из-за куска шерсти весом в два села, который Яаков прибавил к одежде Йосефа, его братья возненавидели Йосефа, и это привело к тому, что наши праотцы спустились в Египет». Подарок разноцветной одежды Йосефу привел к зависти и вражде между братьями, что имело тяжелые последствия. Этот эпизод учит нас, что родителям следует избегать явного фаворитизма в отношении своих детей, поскольку это может породить ревность и раздор в семье.