Вопрос:
Уважаемый рав Рувен, у меня возник интересный вопрос, который я надеюсь Вы сможете прояснить. Известно, что праотец Ноах считается праведником среди неевреев. Однако мне не совсем понятно, почему он, а также другие праведники ранних поколений, такие как Адам, не были евреями? Ведь они были великими праведниками и близкими к Б-гу людьми.
Кроме того, я как-то слышала удивительное утверждение, что даже один из египетских фараонов на самом деле был евреем. Насколько достоверна эта информация?
И в продолжение темы — не могли бы Вы объяснить, в чем заключается принципиальная разница между праведником из евреев и праведником из неевреев?
Благодарю за внимание к моим вопросам и надеюсь получить столь ценные для меня разъяснения.
Ответ:
Шалом,
Понятие «еврей» возникло только во время поколения рассеяния (דור הפלגה). До этого, как пишет Рамхаль в книге «Путь Творца», человечество не делилось на евреев и неевреев — каждый, кто желал, мог приблизиться к Б-гу через праведность и соблюдение известных в то время законов. Поэтому такие выдающиеся личности, как Адам, Ханох, Ноах, Метушелах, Шем и Эвер, были великими праведниками, хотя формально они и не являлись евреями.
Однако после грехов поколения рассеяния эта возможность стала доступна лишь потомкам Авраама. И все же, по великому милосердию Творца, приобщиться к народу Авраама может даже тот, кто не является его прямым потомком — через искреннее прохождение гиюра.
Что касается фараона, то, конечно же, он не был евреем. Однако, согласно некоторым мидрашам, он чудесным образом выжил при рассечении Красного моря, дабы впоследствии рассказывать об этом великом чуде, а затем фараон стал царем Ниневии, куда Б-г послал пророка Йону призывать народ к раскаянию.
Отвечая на вопрос о различиях между еврейскими и нееврейскими праведниками, следует отметить, что разница действительно огромна. У евреев есть 613 заповедей (а если точнее, как приводится в книге «Маалот Атора» от имени Виленского Гаона, их число вообще бесконечно), в то время как неевреи обязаны соблюдать лишь 7 законов потомков Ноаха. Более того, существует фундаментальное различие между заповедями, данными евреям, и законами, предписанными потомкам Ноаха. Еврейские заповеди предоставляют возможность для духовного возвышения и освящения, позволяя человеку приблизиться к Творцу и достичь высших уровней святости. В то же время, законы потомков Ноаха в основном служат для предотвращения морального разложения и поддержания стабильности в обществе, не давая миру скатиться в хаос и разрушение. Это возлагает на евреев несравненно большую ответственность, с одной стороны, но и открывает возможности для достижения гораздо более высоких духовных уровней и награды в будущем мире, с другой стороны.
Надеюсь, мой ответ внес ясность в этот глубокий и интересный вопрос.