Вопрос:
Шалом, уважаемый Рав. Прошу Вашего мнения по следующему вопросу:
Может ли коэн жениться на женщине, которая, будучи незамужней и опасаясь не найти супруга из-за своего возраста, прибегла к процедуре искусственного оплодотворения с использованием донорской спермы из банка и родила ребенка?
Заранее благодарю за разъяснение.
Ответ:
Уважаемый Дов,
Благодарю за ваш вопрос. Позвольте разъяснить ситуацию с точки зрения Галахи.
Коэну запрещено вступать в брак со следующими категориями женщин:
- Разведенная (גרושה)
- Прошедшая обряд халицы (חלוצה)
- «Зона» (זונה) — имевшая запрещенные близкие отношения
В случае искусственного оплодотворения возникает вопрос: приобретает ли женщина статус «зоны»?
Если донор — еврей, не запрещенный ей по Галахе (не близкий родственник и не лицо, с которым запрещены отношения), проблем не возникает. Незамужняя женщина, имевшая близость с разрешенным ей евреем, не становится «зоной» и может выйти замуж за коэна. Тем более в ситуации, когда вообще не было никакой близости.
Сложнее ситуация, если донор — нееврей или запрещенный ей еврей. Приобретает ли она статус «зоны» из-за такого зачатия?
С одной стороны, можно утверждать, что поскольку произошло зачатие от запрещенного источника, женщина приобретает статус «зоны». С другой стороны, так как не было физического акта близости, можно аргументировать, что статус «зоны» не приобретается.
Рав Моше Файнштейн в «Игрот Моше» (Эвен ha-Эзер, часть 1, симан 10) рассматривает случай замужней женщины, забеременевшей путем искусственного оплодотворения от донора. Он заключает, что такая женщина не запрещена мужу, поскольку не было физической близости с другим мужчиной. Отсюда можно сделать вывод и для нашей ситуации: при отсутствии интимной близости женщина не приобретает статус «зоны» и остается пригодной для брака с коэном.
Заключение:
Женщина, забеременевшая путем искусственного оплодотворения, сохраняет право на брак с коэном, даже если донор — нееврей или запрещенный ей еврей. Поскольку не было физической близости, она не считается «зоной».
Важно отметить, что данное заключение касается лишь статуса женщины для брака с коэном в случае, если процедура искусственного оплодотворения уже была проведена. Из этого нельзя сделать вывод о том, что использование донорского банка спермы изначально разрешено с точки зрения Галахи. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения компетентным раввином.