Вопрос:
Скажите, какова позиция иудаизма в отношении использования грубых и нецензурных выражений? Рассматривает ли Тора употребление такой лексики как проблему с духовной или этической точки зрения?
Ответ:
Да, несомненно, в иудаизме есть строгий запрет на сквернословие. За это полагается суровое наказание. Давайте рассмотрим, что сказано в Талмуде о наказании за сквернословие: «Все знают, для чего невеста входит под хупу, но всякий, кто оскверняет свои уста, даже если ему подписан приговор на семьдесят лет к добру – обращают его ко злу» (Талмуд, Шаббат 33а). То есть, даже если человеку предписан благоприятный приговор на всю его жизнь (жизнь человека оценивается в 70 лет, как сказано в Теилим 90:10), если он будет говорить о непристойных вещах, то вместо этого приговора ему будет вынесен, не дай Б-г, неблагоприятный приговор на всю жизнь. Я не припоминаю другого греха, за который выносится столь суровый приговор.
Наши мудрецы также сказали: «За грех сквернословия приходят многочисленные беды, и суровые указы обновляются, и юноши врагов Израиля умирают» (там же).
Почему же сквернословие рассматривается так сурово, ведь, казалось бы, человек не совершил ничего дурного, он только сказал?
Каббалисты пишут, что слова человека имеют гораздо большее влияние на душу, чем его поступки.
Слова человека также оказывают огромное влияние на духовные миры. Рав Хаим из Воложина пишет: «Всё, что исходит из уст человека, оказывает действие и пробуждает высшие силы – правильные речи добавляют силы добра и святости, а, не дай Б-г, неправильные, наоборот, создают и укрепляют силы лжи и нечистоты, приводящие к разрушению и уничтожению миров святости» («Нефеш а-Хаим» 1:13).
Подобное мы видим в словах Виленского Гаона в его послании домочадцам. Там он пишет, что рот человека – это Святая Святых. И, поскольку это так, за запрещенные разговоры человек подвергается особенно строгим наказаниям: «за неподобающие речи… полагаются человеку наказания в самых нижних уровнях ада, и невозможно представить всю тяжесть страданий, которые ожидают его там даже за одно запрещенное слово» («Игерет а-Гра»).
Более того, даже если человек не употребляет грубые слова, ему все равно следует постараться выбирать наиболее красивые выражения, как об этом говорят наши мудрецы в трактате Псахим (3а): человеку следует всегда выбирать красивые и подобающие слова и избегать слов грубых и резких. Об этом написано в книге Йова (15:5): «…и выбери язык мудрых».
Да поможет нам Творец употреблять только красивые и подобающие слова!