Коэлет (קהלת) — это еврейское название книги, известной в русской традиции как Екклезиаст, одной из книг Танаха. Слово «Коэлет» означает «Собиратель» или «Проповедник», тот, кто обращается к собранию (קהל — кахаль).
1. Уникакольность имени в Танахе
Имя Коэлет не встречается в Танахе, кроме как в книге Коэлет (Екклезиаста), где оно упоминается семь раз. Книга начинается словами: «Слова Коэлета, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Коэлет…», и далее, в стихе 12: «Я, Коэлет, был царем над Израилем в Иерусалиме».
2. Отождествление с царем Соломоном
Существует традиция мудрецов, что Коэлет — это прозвище царя Шломо (Соломона): в Коэлет Рабба и Шир ха-Ширим Рабба говорится: «Три имени были у него: Йедидья, Шломо, Коэлет».
3. Подтверждения в тексте книги
Многие стихи в книге подтверждают отождествление Коэлета и Шломо. Коэлет свидетельствует о себе: «Я, Коэлет, был царем над Израилем в Иерусалиме». Коэлет также описывает себя: «Я устроил себе сады и рощи… и водоемы… приобрел себе слуг и служанок… собрал себе серебра и золота» (Коэлет 2:4-8) — описания огромного богатства, которые могут подходить только Шломо. Также описывается его великая мудрость: «Кроме того, что Коэлет был мудр, он еще учил народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей» (Коэлет 12:9). Это описание, конечно, тоже подходит царю Шломо, мудрейшему из людей.
4. Период написания книги
В Седер Олам Рабба, мидраше, приписываемом рабби Йосе бен Халафте, ученику рабби Акивы, рассказывается, что в старости Шломо, незадолго до его смерти, на него снизошел руах ха-кодеш (святой дух), и он произнес три книги: Мишлей (Притчи), Шир ха-Ширим (Песнь Песней) и Коэлет.
5. Происхождение прозвища Коэлет
Почему царь Шломо получил прозвище Коэлет? Раши приводит две причины для этого прозвища: «Потому что он собрал (קיהל) много мудрости, и в другом месте его называют Агур бен Яке (Мишлей 30:1), потому что он собрал (אגר) всю мудрость и изрыгнул ее (הקיא), и некоторые говорят, что он произносил все свои слова в собрании (בהקהל)».
6. Редакция книги
Книга Коэлет была отредактирована, согласно традиции, царем Хизкиягу (Езекией) и его судом.
7. Традиция чтения книги
Книгу Коэлет читают в большинстве еврейских общин в шаббат холь ха-моэд Суккот. Для этого есть несколько причин: Одна из причин в том, что в ней написано: «Давай часть семи и даже восьми» — что намекает на семь дней праздника и Шмини Ацерет. Другая причина в том, что царь Шломо произнес эту книгу во время собрания, которое проходило в праздник Суккот. Еще одна причина, по которой книгу читают в Суккот, в том, что в ней сказано: «Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; я не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих» — в этом стихе Коэлет высмеивает суетные радости мира и подчеркивает истинную радость, которая есть радость Торы.
Согласно Галахе, некоторые имеют обычай читать ее публично чтецом из кошерного свитка, написанного на пергаменте, и произносят два благословения: «на чтение мегилы» и «шехехеяну», и это мнение Виленского Гаона. Другие говорят, что каждый читает мегилу из печатного молитвенника, и не следует произносить благословение на ее чтение, и таков обычай хасидов.
8. Философский характер книги
Книга Коэлет относится к «литературе мудрости», то есть к литературе, которая занимается универсальными философскими вопросами, такими как положение человека в мире, божественное провидение и справедливость. Коэлет проводит логико-философское исследование о смысле человека и о том, каким должен быть его путь в жизни, чтобы быть счастливым. На протяжении большей части книги он отвергает все возможности для счастья, которые предлагает мир — мудрость, справедливый суд, женщины, семья, деньги, слава и т.д. — и показывает, что они не способны принести абсолютное счастье и душевный покой, которые ищет человек.
9. Метод исследования в книге
Структура исследования выглядит так: Коэлет предлагает что-то хорошее, что может служить смыслом жизни, хвалит и восхваляет это — а затем отвергает это и объясняет, почему это не ответ на счастье и может быть источником боли, зла, суеты и томления духа.
Коэлет приписывает человеку, который постоянно трудится над накоплением имущества и увеличением богатства, множество забот и хлопот, так что он не способен наслаждаться своим богатством. «А грешнику Он дает заботу собирать и копить» (2:26), «Не насыщается око его богатством» (4:8), «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!» (5:9), «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему» (там же, 12), и в конце концов — «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (там же, 14).
10. Ключевой вывод книги
В конце книги, когда читатель ожидает узнать, в чем же действительно смысл жизни и каков путь, которым человеку будет хорошо идти — после того, как Коэлет отверг почти все — наступает кульминация, это истина по мнению мудрейшего из людей: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Коэлет 12:13).