Предисловие
В еврейском законе множество действий связано с использованием определенной руки. Правой руке отводится особая роль в выполнении заповедей и ритуалов: ею берут лулав в Суккот, поднимают свиток Торы, совершают кидуш над вином, благословляют детей. Левая рука также имеет свои функции: на нее накладывают тфилин, ею держат этрог во время благословения на четыре вида растений в Суккот, она используется при омовении правой руки.
Однако, когда речь заходит о левшах, ситуация становится значительно сложнее. Какая рука левши считается «правой» с точки зрения Торы? Должен ли левша исполнять заповеди своей доминантной левой рукой или следовать общему правилу и использовать правую?
Определение левши
Согласно Раши (комментарий к трактату Менахот 37а), левшой считается человек, чья основная сила сосредоточена в левой руке. Шульхан Арух (Орах Хаим, глава 27, параграф 6) дает более практическое определение: левша – это тот, кто выполняет всю свою работу левой рукой. Мишна Брура (глава 27, параграф 27) уточняет, что необязательно выполнять абсолютно все действия левой рукой – достаточно, чтобы большинство работы выполнялось именно ею.
Категории левшей
В еврейском законе различают несколько типов левшей.
Основной случай – это человек, который постоянно делает все левой рукой, вне зависимости от того, родился он таким или приучил себя к этому.
Особую категорию составляют те, кто стал левшой вынужденно, например, из-за травмы или болезни правой руки. В сборнике «Иш Итер» (написанном рабби Хаимом Каневским) разъясняется, что в случае временной травмы статус левши не присваивается, однако если повреждение постоянное, человек считается левшой во всех отношениях.
Интересный случай представляют люди, одинаково владеющие обеими руками (амбидекстры). Согласно галахическим источникам (основано на комментариях к Шульхан Аруху), они не считаются левшами и должны следовать правилам для правшей. Это решение основывается на принципе «следования большинству» – поскольку большинство людей правши, в случае равного владения обеими руками следует придерживаться общего правила.
Галахические правила для левшей
Законоучители (поским) разработали подробную систему законов, определяющую следующий вопрос: когда в Торе или в законах мудрецов говорится о правой руке, должен ли левша использовать свою доминантную левую руку (которая для него является «правой» с точки зрения силы и ловкости) или же он обязан использовать именно анатомически правую руку, как все остальные. В сборнике «Иш Итер» (рабби Хаим Каневский) эти законы систематизированы следующим образом:
Ситуации, когда левша должен пользоваться своей левой рукой:
Все действия, связанные с проявлением силы или умения. В этих случаях левая рука левши рассматривается как правая рука обычного человека. Примером служат три шага назад после молитвы Шмоне Эсре – левша должен начинать с более слабой для него (правой) ноги, чтобы показать, что ему тяжело расставаться с молитвой. Также сюда относится снятие тфилин с головы – это делается «левой» рукой левши (правой анатомической рукой), чтобы продемонстрировать сложность расставания со святым предметом.
Ситуации, когда левша следует пользоваться правой рукой:
- Все действия, связанные с почитанием правой стороны как более важной. Здесь левша должен использовать правую руку, как и все остальные люди. К таким действиям относятся:
- Надевание одежды (Шульхан Арух, Орах Хаим)
- Омовение частей тела
- Действия, связанные с почитанием Торы
2. Действия, связанные с сердцем, пищеводом и ухом. В этих случаях все следуют правой стороне в общепринятом смысле. Например:
- Разрыв одежды слева при трауре
- Нанесение крови на ухо в случае мецора (прокаженного)
- Прокалывание уха еврейского раба
Особые случаи
Отдельного внимания заслуживают действия, которые Тора специально предписывает делать правой рукой. В таких случаях существует фундаментальная дискуссия между законоучителями. По мнению Раши, у левши вообще нет «правой руки» в галахическом смысле. Другие законоучители считают, что у левши есть правая рука, но существует спор, считается ли таковой его левая или правая рука. На практике в таких случаях часто следуют более строгому мнению и выполняют действие обеими руками, когда это возможно.
Послесловие
На практике, учитывая сложность законов и множество различных мнений по отдельным вопросам, левшам рекомендуется консультироваться с компетентным раввином относительно конкретных ситуаций. Особенно это касается таких важных заповедей, как наложение тфилин, выполнение заповедей в праздники (например, держание лулава и этрога) и участие в особых ритуалах (таких как халица).